Mutual Assistance among Russian Peasants: Practices of Pomochi and Their Evolution in the Course of Modernisation [Взаимопомощь среди русских крестьян: практики помочей и их эволюция в процессе модернизации]

  • Irina Davydova независимый исследователь
Ключевые слова: социологическая теория, социальные понятия, взаимопомощь, помочи, коллективизм, модернизация

Аннотация

Ирина Владимировна Давыдова – кандидат социологических наук, независимый исследователь, работала в НГУ, Манчестерском университете, Ньюкасльском университете. Адрес: Ньюкасл, Великобритания. E-mail: ira.davydova@gmail.com

Цитирование: Davydova I. (2018) Mutual Assistance among Russian Peasants: Practices of Pomochi and Their Evolution in the Course of Modernisation. Mir Rossii, vol. 27, no 3, pp. 107–129. DOI: 10.17323/1811-038X-2018-27-3-107-129

 

В статье рассматривается эволюция в процессе модернизации практик взаимопомощи среди русских крестьян на примере помочей. Помочи (от глагола «помочь»), или толока, – сбор селян к одному хозяину для дружной работы за угощение или совершенно безвозмездно. Помочи собирались для уборки хлеба, покоса, молотьбы, вывоза навоза на поля, заготовки капусты на зиму, постройки дома и т.д. Крестьяне считали такую работу помощью, а не наймом, а угощение – выражением благодарности со стороны пригласившего, а не платой за свой труд. Помимо
исторического интереса, эти практики имеют значение для дискуссий о коллективизме в качестве черты русского национального характера. В исследовании используются различные источники, включая дореволюционные материалы этнографических обследований, этнографическое исследование 1927–1928 гг. и архив семейных хроник, записанных в 1991–1992 гг. в Саратовской области в рамках проекта Т. Шанина.

Методология исследования опирается на работы П. Винча, предложившего витгенштейновский анализ следования правилу в качестве общей парадигмы социального поведения, и работы А. Щюца, анализировавшего различия между интерпретацией социального действия в рамках здравого смысла и его научной интерпретацией. П. Винч и А. Щюц подчеркивали логическое различие между социальными понятиями, являющимися интегральной частью исследуемой социальной реальности, и социологическими концепциями, представляющими собой инструменты социологов, сконструированные согласно правилам их академической дисциплины. Данная методологическая позиция определяет роль социологических концепций и теорий как вспомогательную в понимании социальной реальности, их выбор должен быть прагматическим, а в интепретации данных необходима особая деликатность. Практики взаимопомощи рассмотрены (1) в терминах типологии реципротности Салинса, (2) как пережиток более ранней общинной системы земледелия, (3) в рамках марксистского подхода как форма производственной кооперации, (4) в рамках чаяновского анализа организации крестьянского семейного хозяйства. Каждый из этих подходов выявляет определенные черты практик взаимопомощи и крестьянского уклада в целом, помогая понять их эволюцию.

Показано, что помочи были частью крестьянского уклада, а их эволюция – следствием его разрушения. Обычай помочей был связан с крестьянской общиной исторически и через взаимозависимость общинников в полевых работах, а также с организацией крестьянского семейного хозяйства, будучи альтернативой наемному труду в работах, требующих большего количества рабочих рук, чем имелось в семье. Обычай охватывал множество практик, общими чертами которых были неформальность, мобилизация коллектива для помощи своему члену,
отсутствие оплаты труда и веселье во время работы и угощения. В конце XIX в. эти практики начали приходить в упадок из-за монетизации сельской экономики. Помочи вытеснялись наемным трудом и более индивидуальными по характеру договоренностями. Круговые (поочередные) помочи становились деловым партнерством, а некоторые формы помочей превращались в найм дешевой рабочей силы. Это был сдвиг от традиционной реципрокности, укорененной в долговременных
отношениях между селянами, к современному обмену, основанному на немедленной оплате товаров и услуг теми, у кого есть средства. Наконец, коллективизация, упразднив крестьянские семейные хозяйства, сделала помочи невостребованными. Механизация труда и развитие сельской инфраструктуры также означали, что мобилизация коллектива для помощи одному хозяину стала ненужной, и помощь между селянами становится индивидуальной (помощь одного человека другому), а не коллективной (помощь многих одному).

В это же время распространилось множество переходных форм между взаимопомощью прошлого и полностью монетизированным обменом на основе формального соглашения, характерным для современных экономик. Некоторые из этих практик были помощью, другие носили эксплуататорский или коррупционный характер. Социальные нормы, связанные с отжившими формами взаимопомощи, разрушались. Формой злоупотребления старым обычаем было пригласить кого-то «помочь» и потом даже не накормить, как будто проделанная работа была
просто подарком. Грань между помощью и наемным трудом была нечеткой из-за деревенского обычая оплачивать вскопку огорода, распил дров, уборку дома и т.п. едой и выпивкой, а не деньгами. Это создавало двусмысленность, которую могли использовать те, кто «нанимал» более бедных селян. Параллельно появилась противоположная тенденция требовать оплаты за то, что, казалось бы, должно считаться обычной услугой между соседями.

Что осталось от этих традиций сегодня? В поздний советский период среди горожан было принято приглашать друзей помочь с переездом, заканчивающимся застольем на новом месте. В наше время проводятся экологические акции, на которых для участников, пришедших помочь очистить от мусора лес или посадить деревья, организуется питание и развлекательная программа. Возможно, это дальние отголоски когда-то широко распространенного обычая помочей.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Irina Davydova, независимый исследователь

Кандидат социологических наук, независимый исследователь, работала в НГУ, Манчестерском университете, Ньюкасльском университете. Адрес: Ньюкасл, Великобритания.

Опубликован
2018-06-17
Как цитировать
DavydovaI. (2018). Mutual Assistance among Russian Peasants: Practices of Pomochi and Their Evolution in the Course of Modernisation [Взаимопомощь среди русских крестьян: практики помочей и их эволюция в процессе модернизации]. Мир России, 27(3), 107-129. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2018-27-3-107-129
Раздел
НОВЫЕ КОНТУРЫ РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ