https://mirros.hse.ru/issue/feed Мир России 2024-04-07T00:10:19+03:00 Качурина Джамиля Львовна mirros.dlk@gmail.com Open Journal Systems <p>Журнал включен в перечень ведущих рецензируемых научных изданий ВАК&nbsp;Министерства&nbsp;образования и науки РФ, а также в две международных базы данных публикаций&nbsp;на базе Web of Science – Russian Science Citation Index (RSCI)&nbsp;и Emerging Sources Citation Index (ESCI); индексируется реферативной базой данных <a class="link external" href="http://www.scopus.com/" target="_blank" rel="nofollow noopener">Scopus<ins class="i"></ins></a></p> https://mirros.hse.ru/article/view/21187 «Поколение локдауна»: динамика молодежного рынка труда в условиях пандемии COVID-19 2024-04-07T00:10:19+03:00 Анна Алексеевна Зудина azudina@hse.ru <p>Настоящее исследование представляет собой первую попытку комплексного анализа динамики выпадения российской молодежи из сферы занятости и образования в период пандемии COVID-19. Исследование выполнено на основе данных РМЭЗ ВШЭ за 2018–2021 гг. Полученные результаты свидетельствуют о росте уровня вовлеченности молодежи в категорию NEET в 2020 г. в России, связанном с увеличением доли NEET-неактивных молодых людей (прежде всего, среди женщин), что согласуется с зарубежными исследованиями на аналогичную тему, фиксирующими в период пандемии значительный рост доли незанятой и не ищущей работу молодежи, одновременно находящейся за пределами сферы образования. Однако общий масштаб изменений в уровнях вовлеченности в категорию NEET в 2020 г. в России по сравнению с зарубежными странами был сравнительно небольшим. Острая фаза пандемии характеризовалась увеличением потоков молодых мужчин и женщин, направленных в NEET-неактивность из состояния занятости, а восстановление экономики – их заметным сокращением. Однако эконометрическое оценивание не выявило значимого самостоятельного влияния ковидных ограничений 2020 г. на динамику показателей вовлеченности молодежи в категорию NEET-безработных и NEET-неактивных при прочих равных условиях, что объясняется особенностями адаптации российского рынка труда к ковидному шоку, согласно которым предприятия в большей степени использовали ценовой (сокращение зарплат) и временной (сокращение рабочих часов и вынужденные отпуска) механизмы подстройки, при этом работники продолжали оставаться занятыми с точки зрения формальных трудовых отношений. Исключение, согласно данным РМЭЗ ВШЭ, составляют только значимо более высокие вероятности NEET-неактивности среди молодых женщин, что, по всей видимости, связано с трудностями совмещения учебных/рабочих и домашних обязанностей в период эпидемиологических ограничений.</p> 2024-04-05T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/21189 Рабочая нагрузка учителя в постпандемический период 2024-04-07T00:10:05+03:00 Наталья Владимировна Колесник n.kolesnik@socinst.ru Сания Исааковна Бояркина s.boyarkina@socinst.ru <p>В статье представлены результаты анализа рабочей нагрузки школьного педагога в постпандемический период. В ходе исследования авторы выявили самооценку региональных педагогов их рабочей нагрузки и ее структуры, объема и видов обязательной и избыточной работы. Были определены причины распространения сложившегося режима работы в профессиональной среде педагогов, который влечет не только возможную неудовлетворенность трудом, но и профессиональный стресс. Особое внимание уделено основным дискуссионным точкам по проблеме рабочей нагрузки педагога и тому, как она влияет на его профессиональное самочувствие. Эмпирическим основанием послужили данные анкетного опроса и контент-анализа по исследуемой проблеме. В опросе приняло участие 3588 педагогов из 100 государственных и муниципальных школ в 15 российских регионах; проанализирована лингвистическая база из 3827 элементов. В ходе исследования выявлено, что у опрошенных педагогов устойчиво сохраняется режим работы «всегда на связи», для которого характерны стирание четких границ между учебной и рабочей нагрузкой, обязательными и не обязательными видами работы. Это означает, что как в прошлом, так и сейчас сельские и городские, молодые и опытные учителя испытывают дискомфорт в части рабочей нагрузки и большого объема работ. Зачастую именно избыточное участие в (не)цифровых коммуникациях приводит к росту рабочей нагрузки, физическому и психологическому переутомлению учителей. </p> 2024-04-05T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/21190 Самоорганизация атомизированных мобильных работников: практики воспроизводства трудовой солидарности среди дальнобойщиков 2024-04-07T00:09:51+03:00 Георгий Андреевич Сталинов gstalinov@hse.ru <p>Настоящее исследование направлено на выявление повседневных практик взаимодействия, взаимовыручки и коллективных действий, через которые водители-дальнобойщики воспроизводят солидарность группы, преодолевая разрозненную мобильность ее членов. Исследование основано на обширном эмпирическом материале, собранном в 10 экспедициях. Сбор наблюдений и полуструктурированных интервью проходил в кабинах грузовиков и на грузовых стоянках, между которыми автор перемещался автостопом. В статье описываются пространственно-временная организация работы дальнобойщиков, каналы коммуникации и практики взаимодействия. Дальнобойщики работают поодиночке, независимо друг от друга, поэтому не могут воспроизводить солидарность через коллективный труд, зависимость друг от друга в выполнении обязанностей, работу в едином пространстве. Солидарность в группе дальнобойщиков воспроизводится через особую, производную от специфики их работы, систему практик взаимовыручки, а также взаимодействий на придорожных стоянках, где их одинокая мобильность прерывается вместе с остановкой автомобиля. </p> 2024-04-05T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/21191 «Обложиться информацией, чтобы хоть что-то понимать»: индивидуальные и социальные основания думскроллинга 2024-04-07T00:09:37+03:00 Анастасия Дмитриевна Казун adkazun@hse.ru <p>В последние годы исследователи уделяют большое внимание избыточному потреблению новостей. Однако обычно это явление рассматривается в нормативном ключе как слабоконтролируемое аддиктивное или аффективное поведение, и в фокусе внимания оказываются негативные эффекты избыточного медиапотребления. В предложенном исследовании мы даем слово самим думскроллерам – людям, которым свойственно чрезмерное и болезненное внимание к негативным новостям. Опираясь на 47 интервью, проведенных в период с 20.11.2022 по 30.03.2023 г., мы выделяем спектр причин и мотивов, которые способствовали переходу к избыточному потреблению информационного контента. Думскроллинг может обосновываться (1) индивидуальными чертами (высокая тревожность при отказе от новостей, аналитический склад ума, устойчивая психика) и потребностями (адаптация к ситуации или восстановление чувства/иллюзии контроля); (2) гражданским или моральным долгом; (3) социальными отношениями (забота о близких, социальное заражение, влияние социального окружения и поиск тем для обсуждения; поиск единомышленников; невозможность избежать; социализация). Описания думскроллинга как зависимости, аффективной реакции или следствия влияния внешних факторов менее представлены в интервью. Таким образом, мы не можем однозначно трактовать избыточное потребление негативных новостей ни как аддикцию или компульсивное поведение, ни как рациональный выбор наилучшей из имеющихся альтернатив. </p> 2024-04-05T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/21193 Почему граждане доверяют СМИ? Истоки доверия к телевидению в современной России 2024-04-07T00:09:23+03:00 Руслан Салихович Мухаметов muhametov.ru@mail.ru <p>Статья посвящена изучению доверия к СМИ в современной России. Цель настоящей работы состоит в определении детерминант, которые воздействуют на доверие к телевидению. Была поставлена задача получить ответ на исследовательский вопрос: какие факторы влияют на уровень доверия к телевидению в стране. В статье отмечается, что исследование медиадоверия позволяет понять, на что россияне ориентируются при выборе источников информации, а также какие методы и приемы могут быть использованы для повышения доверия к средствам массовой информации. Источником информации стали данные социологического опроса седьмой волны «Всемирного исследования ценностей». Методом анализа количественных данных была выбрана порядковая логистическая регрессия, которая выполнена в программе Gretl. Показано, что социальное доверие положительным образом влияет на доверие граждан к ТВ; обнаружено, что существует положительный вектор связи между просмотром телевизионных новостей и доверием к телевидению; также подчеркивается, что граждане, читающие новости в Интернете, меньше доверяют телевидению. Помимо этого, результаты статистического анализа продемонстрировали, что доверие к ТВ у женщин выше, чем у мужчин. <br>В статье утверждается, что на уровень доверия к телевидению влияют индивидуальные характеристики аудитории.</p> 2024-04-05T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/21194 Почему женщины убивают? Эмпирическая типология убийств, совершенных женщинами в России 2024-04-07T00:09:08+03:00 Анна Айковна Луликян alulikyan@hse.ru Светлана Васильевна Жучкова szhuchkova@hse.ru <p>Убийства, совершенные женщинами, изучены значительно меньше, чем убийства, совершенные мужчинами. При этом результаты исследований в разных национальных контекстах показывают, что убийства существенно различаются по полу, и по этой причине прямая экстраполяция мотивов и обстоятельств «мужских» убийств на «женские» не представляется возможной, что образует очевидную исследовательскую лакуну. В последние десятилетия отмечается рост интереса к систематизации мотивов убийств, совершаемых женщинами. Многие криминологи в России и за рубежом пришли к выводу, что самооборона является ключевым мотивом для женщин. В качестве общего недостатка исследований специалистов можно выделить тот факт, что мотивы классифицировались либо отдельно, либо в связке с очень ограниченным набором обстоятельств. Поскольку женщины в основном убивают мужчин из ближнего круга, с которыми их связывает некая история взаимоотношений, авторы настоящей статьи предлагают сфокусироваться на обстоятельствах, предшествующих убийству, и рассмотреть их в совокупности с мотивами. Цель данного исследования – дополнить имеющиеся знания путем разработки эмпирической типологии убийств, совершаемых женщинами в России, на основе как мотивов, так и обстоятельств. Выборку исследования составили 300 отобранных случайным образом судебных приговоров, вынесенных женщинам в России с 2017 по 2021 год по ст. 105 «Убийство» ч. 1 УК РФ. Тексты приговоров были закодированы вручную с помощью контент-анализа, а типы убийств определялись на основе латентно-классового анализа. В результате исследования были выделены и описаны четыре типа убийств: убийства, совершенные женщинами в цикле взаимного домашнего насилия; убийства, совершенные женщинами ‒ жертвами домашнего насилия; убийства, совершенные женщинами в результате длительного взаимного психологического насилия; ситуативные убийства.</p> 2024-04-05T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/21199 Институциональный дизайн рабочих групп расследования уголовного дела: на примере районных судов малых городов и сельской местности 2024-04-07T00:08:53+03:00 Екатерина Анисовна Ходжаева ekhodzhaeva@eu.spb.ru <p>Статья дополняет исследования организационных аспектов расследования уголовных дел в России через характеристику институционального и неформального взаимодействия представителей различных ведомств и структур (судей, прокуроров, следователей, адвокатов) на материалах из малых городов и сельской местности. Предлагается аналитическое разделение слабых и сильных рабочих групп судебного расследования уголовного дела на основе критериев сплоченности и лидерства, которое трансформируется в ресурс управления этой группой. Слабость таких групп определяется низкой кооперативностью их участников, где каждый сосредоточен на собственных задачах. Однако чаще всего в малых городах мы встретили сплоченные группы. В незначительной части из них лидерство принадлежит судьям, которые, отвечая за финальный исход дела, оказываются ресурсно способными влиять на представителей следствия, прокуратуры и адвокатов. Более распространенный случай сильных рабочих групп – это распределенное лидерство между судьями и прокурорами, где последние берут на себя роль медиатора общих интересов с органами следствия. Адвокаты и следователи без исключений оказываются в сильных рабочих группах в подчиненной позиции. Факторами усиления рабочих групп являются, по нашим полевым данным, общий бэкграунд всех участников (например, общий опыт работы в прокуратуре), единая политика вышестоящих организаций и стабильность состава участников, отсутствие кадровой текучки и ротации.</p> 2024-04-05T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/21200 Российское образование: востребованность среди выпускников монгольских школ 2024-04-07T00:08:38+03:00 Тимур Баторович Бадмацыренов batorovitch@mail.ru Алдар Валерьевич Дамдинов adamdinov@gmail.com Цэвээн Цэцэнбилэг tsetsenbilegts@gmail.com Дамдин Доржиевич Бадараев damdin80@mail.ru <p>Образование занимает особое место во внешнеполитической практике России среди инструментов гуманитарного влияния, направленных на формирование на международной арене привлекательного образа государства. Основная цель представленной статьи – раскрыть ресурсные аспекты экспорта российских образовательных услуг, в частности, рассмотреть внешний потенциал системы образования Республики Бурятия, граничащей с Монголией. Исследование направлено на выявление основных характеристик спроса старшеклассников Монголии на образовательные услуги российских вузов. Актуальность этой темы определяется устойчивостью российско-монгольских отношений в течение длительного времени, которые характеризовались тесными экономическими, военно-политическими, культурными и иными связями. После отхода от социалистической модели в 1990-е гг. на современном этапе монгольское направление становится все более актуальным для российской внешней политики. Вместе с тем привлекательность российского образования существенно снизилась и «возвращение» России в Монголию сталкивается с конкуренцией со стороны других образовательных систем. Для выравнивания ситуации требуются проведение информационной работы на всех уровнях, увеличение образовательных квот, повышение стипендии, улучшение качества языковой подготовки, рекламирование русского языка не только в столице, но и в отдаленных местностях и т. д. Несмотря на сложившуюся непростую ситуацию по востребованности российского образования в Монголии, многолетние исследования фонда «Сант Марал» показывают, что Россия лидирует в общественном мнении монгольского общества как лучший партнер. Социологическое исследование, проведенное в Монголии в мае – июне 2023 г., было посвящено проблеме востребованности российского образования среди выпускников средних школ. Задачи исследования – рассмотрение наиболее характерных особенностей образовательных стратегий монгольских старшеклассников, выявление их отношения к российской системе профессионального образования. Особое внимание в исследовании уделяется анализу данных официальной статистики в соотнесении с эмпирическими данными авторов. Согласно исследованию, налицо низкая информированность школьников Монголии о программах Россотрудничества в области экспорта российского образования, о вузах приграничных регионов. Исследованием подтверждается низкий статус русского языка в Монголии, но в то же время населению очень близки российская культура и менталитет. Возникает необходимость создания межвузовских кампусов на приграничных территориях для экспорта российского образования. Полученные результаты позволяют определить тенденции дальнейшего изменения отношения подрастающего поколения монголов к российской системе образования, что может послужить основой для определения сценариев прогнозного развития социально-гуманитарных связей между Россией и Монголией в условиях глобальных изменений.</p> 2024-04-05T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/21201 Полупровал или полууспех? Размышления над дискурсами о сталинской индустриализации 2024-04-07T00:08:25+03:00 Юрий Валерьевич Латов latov@mail.ru <p>Высокая актуальность обсуждения авторитарной модернизации в современной России стимулирует пристрастное изучение аналогичных периодов прошлой российской истории. В этой связи новая монография Г.И. Ханина, посвященная провалам и достижениям первой советской пятилетки 1928/1929–1933 гг., интересна как материал для аналитических размышлений, насколько в наши дни правомерны прежние критические оценки этих событий. В книге Г.И. Ханина с опорой на работы ведущих западных советологов и на его собственные расчеты дана острокритическая оценка первой пятилетки: ее планы были фантастически завышенными, меры их реализации – хаотичными, неэффективными и жестокими, а достигнутые результаты составляли лишь порядка 60% запланированного. В то же время высокая современная популярность эпохи Сталина показывает, что массовым сознанием россиян такие критические оценки, во многом оправданные, скорее отторгаются, чем принимаются. Устойчивость контраста между либеральной критикой сталинских пятилеток и ее гораздо более позитивными оценками в массовом сознании заставляет искать объяснение этого контраста, не сводимое к конъюнктурному влиянию государственной пропаганды. Доказывается, что критика первой пятилетки правомерна, если трактовать ее как «строительство социализма», однако если рассматривать первые пятилетки как метод «догоняющего развития», которое практически во всех неевропейских странах было очень неоднозначным по соотношению достижений и издержек, то критика авторитарной модернизации должна быть гораздо более умеренной. В частности, перелив рабочей силы из села в город в результате насильственной коллективизации обнаруживает парадоксальное сходство с популярной в 1960–1970-е гг. моделью модернизации А. Льюиса, которая тоже <br>предполагала использование для промышленного взлета трудоемких технологий и минимальную оплату труда. В самой книге Г.И. Ханин признается, что, несмотря на провал начальных планов первой пятилетки, прирост в промышленности и строительстве (то есть в ключевых отраслях) был все же необычайно высоким. В этой связи поддерживается высказанное Г.И. Ханиным предположение, что фантастически завышенные плановые задания мыслились руководством СССР скорее как метод мобилизации (план-призыв), чем как рабочий документ, рассчитанный на точное выполнение. В ту эпоху даже критики неэффективности, жестокости и фальсификаций первой пятилетки не видели принципиальной альтернативы проводимой политике. Необходимость оценивать переломные социально-экономические изменения с учетом в первую очередь показателей не эффективности, а результативности, а также ограниченного коридора возможностей относится не только к первой пятилетке, но и к современным – во многом схожим – событиям. </p> 2024-04-05T00:00:00+03:00 Copyright (c)