https://mirros.hse.ru/issue/feed Мир России 2024-02-01T19:35:33+03:00 Качурина Джамиля Львовна mirros.dlk@gmail.com Open Journal Systems <p>Журнал включен в перечень ведущих рецензируемых научных изданий ВАК&nbsp;Министерства&nbsp;образования и науки РФ, а также в две международных базы данных публикаций&nbsp;на базе Web of Science – Russian Science Citation Index (RSCI)&nbsp;и Emerging Sources Citation Index (ESCI); индексируется реферативной базой данных <a class="link external" href="http://www.scopus.com/" target="_blank" rel="nofollow noopener">Scopus<ins class="i"></ins></a></p> https://mirros.hse.ru/article/view/19061 Нация и этнос: нелинейная эволюция этнологических концепций в России 2024-01-28T22:50:51+03:00 Эмиль Абрамович Паин painea@mail.ru <p>В&nbsp;статье анализируются изменения базовых понятий этнологии – «нация» и «этнос», а также производных от них («национальность», «этничность», «этнография» «этнология») за два века исторических наблюдений в России. Показан волнообразный характер эволюции идеи нации в Российской империи, СССР и Российской Федерации. Этот термин зародился как политический концепт, затем обрел этнический смысл, а в постсоветское время вновь проявилось его политическое содержание. По мере того как понятие «нация» теряет этническое значение, возникает необходимость в уточнении понятия «этнос» для обозначения этнокультурных общностей. Вместе с тем новые идеи и терминология с трудом проникают в массовое сознание, государственный и научный дискурс. В государственных документах современной России традиционная этническая трактовка понятия «нация» сохраняется и переплетается с политической. В науке понятие «этнос» в&nbsp;одни времена приобретало главенствующую роль в этнографической теории, а в другие оценивалось как нежелательное. В повседневном дискурсе плохо приживается гражданское осмысление нации. Автор анализирует политические, психологические и культурные обстоятельства, препятствующие или способствующие утверждению этнологических понятий в российском дискурсе.</p> 2024-01-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/19062 Сверхбогатые в России: состав и динамика группы 2024-01-28T22:50:49+03:00 Светлана Владимировна Мареева smareeva@hse.ru Екатерина Дмитриевна Слободенюк eslobodenyuk@hse.ru <p>Исследование посвящено труднодоступной и сравнительно мало изученной группе – сверхбогатым россиянам. Объектом исследования выступили россияне, входившие в списки богатейших бизнесменов Forbes с 2004 по 2021 г. На основании специально собранной эмпирической базы проанализирован состав группы по ключевым социально-экономическим и демографическим показателям, прослежены его изменения в ходе новейшей истории России, оценена общая динамика группы. Выявлено, что группа в значительной степени воспроизводит свой состав – ежегодно практически на 90%, в среднесрочной перспективе – примерно на две трети. За последнее десятилетие ключевые характеристики ее состава в силу невысокой степени обновления изменились слабо, но ряд тенденций заслуживает внимания. Группа сверхбогатых сегодня состоит преимущественно из лиц мужского пола, хотя в последние годы в ней появились и женщины. Она характеризуется высоким образовательным уровнем ее представителей, хотя сравнительная значимость образования сверх высшего для них со временем снижается, и оно частично замещается зарубежным образованием, в том числе для детей. Представителям группы свойственно скорее высокое социальное происхождение (однако данные для старшего поколения бизнесменов, преобладающих в составе группы, в этом отношении ограничены). По характеристикам места рождения и места получения высшего образования группа все больше сдвигается в сторону столиц, где концентрируются жизненные возможности, хотя в этом отношении пока все же остается неоднородной. Этой неоднородности способствует смещение в ее составе в сторону россиян старших возрастов, места рождения и образования которых более дифференцированы. В силу устойчивости состава группы она пока продолжает стареть. Сверхбогатые россияне сегодня неоднородны и по карьерным траекториям обретения успеха: в группе представлены бизнесмены, начинавшие свой трудовой путь как с высоких профессиональных позиций, так и с низких; со временем растет доля тех, кто начинает свой путь с позиций вне найма. Показано, что за последнее десятилетие отраслевой срез бизнесов российских сверхбогатых изменился слабо, отразив отсутствие фундаментальных структурных трансформаций в экономике, хотя все большую роль в нем начинают играть отрасли, связанные с сектором услуг и созданием информации/технологий. Выявленные характеристики и динамика группы, с одной стороны, отражают особенности развития страны с изменением сравнительной роли разных отраслей, снижением роли государственного сектора как «точки старта», концентрацией возможностей в столичных городах. С другой стороны, устойчивость группы обеспечивает инертность ее характеристик и отсутствие качественных преобразований в ее составе и портрете в 2000–2020-х гг., в отличие от периода 1990-х гг., когда обновление группы было гораздо более высоким, а изменения в ее портрете заметными.</p> 2024-01-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/19063 «Скажи мне, что ты пьешь, и я скажу тебе, кто ты»: как изменялась взаимосвязь между социальным классом и типом потребления алкоголя в России 2024-01-28T22:50:46+03:00 Яна Михайловна Рощина yroshchina@hse.ru Валерия Александровна Кондратенко vkondratenko@hse.ru <p>Целью исследования является разработка периодизации алкогольной истории современной России на основе распространенности типов потребления спиртных напитков и их взаимосвязи с социальным классом. На основе анализа данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения Высшей школы экономики с 1994 по 2021 г. с помощью кластерного анализа было выделено семь типов потребления алкоголя. Сила связи социального класса с этими типами представляется весьма нестабильной: в 1990-х гг. она была достаточно устойчивой, в 2000-х – волатильной, а начиная с 2010-х гг. постепенно ослабевала. Исследуемый период разделен на несколько этапов: первый период (1994–2001 гг.) характеризуется разрушением советской модели потребления; второй (2002–2011 гг.) отличается установившейся центрально-европейской моделью с доминированием в структуре потребления водки и пива; для третьего (2012–2019 гг.) и четвертого (2020–2021 гг.) периодов при выборе алкогольных напитков важно возникновение элементов общества постмодерна в потребительских практиках россиян. На основе использования регрессионного анализа и аффинити-индекса было установлено, что в эти периоды не только доминировали различные типы напитков, но их предпочитали разные социальные классы.</p> 2024-01-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/19064 «Зеленые» охранители: взгляды российских консерваторов на решение экологических проблем 2024-01-28T22:50:43+03:00 Андрей Николаевич Щербак ascherbak@hse.ru Никита Сергеевич Зубарев nzubarev@hse.ru Екатерина Сергеевна Семушкина esemushkina@hse.ru <p>В данной статье анализируется отношение современных российских консерваторов к «зеленой повестке». Несмотря на то, что тема экологии изначально считалась приоритетом для левых партий и движений, в последние годы европейские правые политики стали активнее обсуждать и использовать экологическую проблематику для роста своей популярности. Если типичная левая «зеленая повестка» во многом фокусировалась на глобальных вопросах, например, изменении климата, снижении выбросов парниковых газов, энергетическом переходе, то правые популисты, отрицая важность декларируемой экологической политики, предлагали сосредоточиться на локальных проблемах – сохранении родной природы и национальном контроле над природными ресурсами. Этот тренд мы наблюдаем сейчас в России: отечественные охранители активно обсуждают «зеленую повестку», предлагая свое видение оценок и путей решения экологических проблем. В данной статье мы ставим перед собой две задачи. Во-первых, мы попытаемся доказать, что западный и российский консервативный дискурс имеют больше сходств, чем различий. Кроме того, отечественный «зеленый» охранительный дискурс неоднороден, он восходит как к истокам российского экологического движения, так и к европейским правым. Во-вторых, мы ставим целью выяснить, влияют ли взгляды консерваторов на проводимую экологическую политику в России. Для этого мы изучили данные по поддержанным президентским грантам по экологической тематике за 2018–2022 годы. Всего было проанализировано более 4000 заявок по нескольким основаниям. Результаты демонстрируют, что преобладают проекты по локальным блокам. Выявлено, что в экологическую проблематику включаются патриотические организации, и ряд экологических организаций начинает намеренно использовать патриотическую риторику. Полученные результаты позволяют сделать осторожный вывод о том, что в экологической политике прослеживаются следы консервативных установок.</p> 2024-01-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/19065 Социальные миры Караканского бора: перспективы сближения и императивы справедливости 2024-01-28T22:50:41+03:00 Ирина Анатольевна Скалабан skalaban@corp.nstu.ru Тимофей Дмитриевич Алексеев veretur@gmail.com Полина Евгеньевна Лаврусевич p.lavrusevich@g.nsu.ru <p>В статье предлагается рассмотрение социального ландшафта Караканского бора под влиянием динамического эффекта взаимодействия разных социальных миров, основанных на регулятивах сложносопоставимых этосов. Исследование опирается на материалы интервью с пользователями бора и наблюдений, проведенных в ходе социологических экспедиций 2021–2022 гг. Чтобы продемонстрировать логику отношений социальных миров, реконструируются три проблемных сюжета в ландшафте бора – отношения собирателей и отдыхающих, сельских жителей и дачников, пользователей бора и лесозаготовителей. Эмпирически доказано, что большая часть видов пользования бором находится под влиянием нормативных логик патриархального мира с присущими ему императивами укорененности и естественной принадлежности, однако новые хозяйственные практики и социальные отношения в основном подчиняются более универсалистским критериям. В силу множественности конкурирующих императивов справедливости для Караканского бора пока не существует единой альтернативы патриархальному граду, но возникает ее зачаток – когерентная для большинства градов ситуация, которая в разных версиях восходит к нормативной идее сохранности бора как целого и леса как наиболее значимого ресурса</p> 2024-01-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/19066 Жилищный сертификат как способ решения «квартирного вопроса» детей-сирот 2024-01-28T22:50:38+03:00 Елена Юрьевна Васильева vasileva.elena22@mail.ru Елена Викторовна Фролова efrolova06@mail.ru Ольга Владимировна Рогач rogach16@mail.ru <p>В статье рассмотрены проблемы жилищного обеспечения детей-сирот, детерминирующие их социальную уязвимость в сфере трудоустройства, материального благополучия и реализации успешных жизненных стратегий. Цель исследования заключается в анализе специфики инициатив предоставления жилищных сертификатов как альтернативной меры решения «квартирного вопроса» детей-сирот. Методы исследования: анкетный опрос представителей органов опеки и попечительства (N=694 чел.), результаты которого были дополнены материалами опроса выпускников интернатных учреждений (N=3868 чел.). Результаты исследования иллюстрируют обоюдную заинтересованность данных групп респондентов в практиках предоставления жилищного сертификата на приобретение жилья. Тем не менее, в оценках представителей органов опеки и попечительства доминируют опасения, связанные с рисками мошенничества, правовой и социальной уязвимостью детей-сирот, отсутствием у них специальных знаний и навыков. Несмотря на наличие рисков, в ходе исследования были выявлены следующие преимущества практики выдачи жилищных сертификатов – снижение сроков ожидания очереди на получение квартиры, расширение границ выбора жилья в соответствии с личными потребностями и запросом на профессиональную и территориальную мобильность. В ходе исследования были определены ключевые направления совершенствования практики предоставления жилищных сертификатов. Опасения по поводу возможных мошеннических действий и социальная уязвимость детей-сирот диктуют необходимость развития системы консультативной помощи в процессе реализации жилищных сертификатов. Правовая поддержка детей-сирот может рассматриваться в качестве механизма минимизации рисков неправомерного использования жилищных сертификатов, правовой защиты выпускников интернатных учреждений. Другими механизмами совершенствования практики предоставления жилищных сертификатов могут выступать увеличение срока реализации сертификата и разработка системы мониторинга за целевым использованием денежных средств.</p> 2024-01-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/19067 Совершенствование российской инновационной системы: совмещение модельного и нарративного подходов 2024-02-01T19:35:33+03:00 Вячеслав Витальевич Вольчик volchik@sfedu.ru София Алексеевна Пантеева panteeva@sfedu.ru <p>В статье рассматривается роль государственной политики и институциональных факторов в контексте использования качественных и количественных подходов в исследовании развития национальной инновационной системы. Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, ограничениями эконометрического моделирования в части включения плохо поддающихся формализации переменных, отражающих институты. С другой стороны, применение нарративного и институционального анализа позволяет учитывать исторические, политические и культурные факторы, а также выявить значимые детерминанты инновационной системы и, соответственно, разработать рекомендации для инновационной политики. На первом этапе проведенное авторами сравнение выводов двух подходов – количественного и качественного – установило, что выделяемые с помощью обоих методов факторы развития российской инновационной системы частично пересекаются, однако нарративный и институциональный методы позволили углубить понимание фактора финансирования (в части механизмов распределения), инфраструктуры (в части ее качества, наличия специалистов для работы с ней), кадрового обеспечения (детализация о специализации кадров). Также анализ позволил дополнительно выделить такие факторы российской инновационной системы, как временные эффекты, спрос, макроэкономические условия, взаимодействие акторов. На втором этапе сравнение рекомендаций, полученных на основе количественных и качественных подходов, показало, что предлагаемые меры в обоих случаях в целом совпадают, однако значимо отличаются по степени детализации. По результатам нарративного и институционального анализа для улучшения сотрудничества акторов рекомендовано синхронизовать целевые показатели эффективности всех участников; для повышения доступности инфраструктуры – организовать совместный и удаленный доступ к ней, для повышения доверия к науке и привлечения кадров – расширить освещение данной темы в информационном пространстве. </p> 2024-01-28T21:27:55+03:00 Copyright (c) 2024 Мир России https://mirros.hse.ru/article/view/19069 Крестьянские идентичности в Бразилии и России 2024-01-28T22:50:36+03:00 Александр Александрович Куракин akurakin@hse.ru Пауло Андре Нидерле pauloniederle@gmail.com <p>Исчезновение крестьянства считается неизбежностью как с неолиберальной, так и с марксистской точек зрения. Однако в странах Глобального Юга крестьяне по-прежнему составляют существенную часть сельского населения и являются важными производителями сельскохозяйственной продукции. В Бразилии понятие «крестьянство» по-прежнему активно обсуждается как в академических кругах, так и в среде политики и управления. В России же после непродолжительного всплеска интереса в первой половине 1990-х гг. тема крестьянства ушла на вторые роли и, можно сказать, стала почти что маргинальной. Причина такого различия состоит не в том, что Россия прошла модернизационный период, а Бразилия якобы еще нет, поэтому и разговоров о крестьянстве в последней больше. На самом деле, сельское хозяйство Бразилии – это технически и организационно развитая отрасль, благодаря которой Бразилия уже много лет является важнейшим игроком на мировых продовольственных рынках, на порядок опережая Россию по валовым показателям сельскохозяйственного экспорта. На наш взгляд, причина кроется не только в технической и организационно-производственной эволюции сельскохозяйственного производства, но и в борьбе за смыслы и определения, когда крестьянская идентичность становится предметом переопределения и уточнения границ и отношений с близкими ей понятиями, такими как фермеры и личные подсобные хозяйства. Вопросу крестьянской идентичности в Бразилии и России и посвящена данная статья. В статье бразильское и российское крестьянство рассматриваются с реляционной точки зрения. Реляционная социология предлагает уделять первостепенное внимание отношениям, нежели сущностям объектов. Подход с определением сущностей объявляется «субстанциалистским» и критикуется. Крестьянство, согласно субстанциалистскому подходу, должно обладать рядом атрибутов, которые и позволяют его идентифицировать и определять. Различные теории в рамках крестьяноведения акцентируют внимание на разных атрибутах: способе производства, классе, локальном сообществе, специфической культуре и т.п. Согласно реляционному подходу определения и границы задаются отношениями и связанными с ними нарративами, дискурсами и фреймированием. В отличие от радикальных версий реляционного подхода мы считаем, что субстанциалистский подход все еще незаменим при обсуждении крестьянства, поэтому мы добавляем его реляционной составляющей. По нашему мнению, для понимания развития крестьянства в обеих странах следует дополнить «субстанциалистский» взгляд на крестьянство (будь то марксистский или чаяновский) «реляционной» интерпретацией, которая обращает внимание на социальное конструирование крестьянства как противостоящей агробизнесу идентичности, а также альтернативной фермерству и личным подсобным хозяйствам. Как в Бразилии, так и в России группы сельскохозяйственных производителей, которых можно было бы по тем или иным основаниям причислить к крестьянству, играют заметную роль. В Бразилии фермеры (или, как их там называют, семейные фермеры) составляют значимую группу с точки зрения как производства, так и сельской занятости, и им уделяется отдельное внимание государством, которое инициирует специальные целевые программы поддержки. В России в 1990-х гг. важную роль в обеспечении продовольствием играли личные подсобные хозяйства населения, а зарождающееся фермерство было слабо и, казалось, обречено на исчезновение. Однако в последние годы фермерские хозяйства начали выходить на передние позиции, тогда как сельскохозяйственная активность личных подворий стагнирует. Для сравнения крестьянских идентичностей в Бразилии и России мы, во-первых, проследили истории крестьянства в двух странах, так как идентичности всегда прочно укоренены в прошлом. Во-вторых, мы рассмотрели, каким образом понятие «крестьянство» используется при формировании аграрной политики в Бразилии и России. Крестьянства Бразилии и России имеют разную историю, что, несомненно, сказывается на формировании крестьянской идентичности. Во-первых, несмотря на радикальные преобразования села в годы коллективизации, российское крестьянство хотя во многом и изменилось, но не утратило свою идентичность: даже в советских официальных документах устойчиво использовался термин «колхозное крестьянство». В Бразилии же, напротив, крестьянство изначально было сильно гетерогенной группой, а борьба за идентичность никогда не прекращалась. Во-вторых, в постсоветской России термины «крестьянство» и «фермерство» никогда друг другу не противопоставлялись, часто употреблялись как синонимы (например, в законодательстве и государственной статистике), а их определение не являлось серьезным политическим вопросом. В Бразилии термин «семейные фермеры» возник в качестве альтернативной социально-политической идентичности для мелких сельскохозяйственных производителей, в то время как понятие «крестьянство» использовалось только в академических кругах и левых социальных движениях, традиционно сильных в Бразилии. В-третьих, процессы дифференциации крестьянства происходят как в Бразилии, так и в России, однако ее результаты обозначаются по-разному: в Бразилии полюса обычно маркируются как «сельская беднота» и «семейные фермеры», а в России, как правило, говорят о фермерах и личных подсобных хозяйствах. В-четвертых, если в Бразилии крестьянство ассоциируется с левой идеологией и движениями, в России с 1990-х гг. нарратив о крестьянстве описывал его как капиталистического агента в виде аграрного предпринимателя. Что касается политической составляющей крестьянских идентичностей, то в Бразилии агробизнес, обычно противопоставляющийся в дискурсе крестьянам, пошел на создание коалиции с частью наиболее экономически успешных фермерских хозяйств. В России фермерство изначально получило имидж капиталистической альтернативы коллективным хозяйствам, однако позднее их стали противопоставлять уже «суперкапиталистам» в лице агробизнеса, с которыми у российских фермеров коалиции не сложилось. В Бразилии, в отличие от России, продолжается серьезная политическая борьба за крестьянскую идентичность, поскольку она используется различными социальными движениями как идеологический ресурс. В истории обеих стран активную роль в формировании крестьянских идентичностей играло государство. Сама концепция семейного фермерства была выработана в Бразилии и завоевала популярность во многих международных организациях и странах, проникнув в том числе и в Россию. Данная идентичность традиционно противопоставляется агробизнесу. Несмотря на это, в обеих странах часть фермеров начинает приближаться к агробизнесу с точки зрения своего способа производства и экономической логики хозяйствования. В России данное обстоятельство пока не оказывает влияние на идентичности, тогда как в Бразилии это создает трудности для крестьянской идентичности, некоторые левые движения уже стали критиковать идентичность семейного фермерства и поддерживать иные идентичности, включая крестьянство как коллективного политического актора. Таким образом, мы продемонстрировали, что современное крестьянство является как отображением развития определенной производственной логики, воплощенной в различных группах сельскохозяйственных производителей, так и политической идентичностью, которая, прежде всего в Бразилии, все еще используется социальными движениями, которые критикуют современную концепцию фермерства. В России, где становление капитализма в сельском хозяйстве не привело к масштабным политическим конфликтам, термин «крестьянство» теряет свой объяснительный потенциал и постепенно вытесняется термином «фермерство». Понятие «крестьянство» продолжает относительно активно использоваться только в определенных академических кругах.</p> 2024-01-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/19070 О вреде благих намерений, или К вопросу о социальной ответственности реформатора 2024-01-28T22:50:34+03:00 Максим Игоревич Богачёв mbogachev@hse.ru <p>В статье представлен анализ книги К.М. Ушакова «Как сделать школу лучше, или Социальный капитал как приоритет». Кратко изложив ключевые идеи рецензируемой работы, автор статьи подвергает ее содержание критическому анализу как с точки зрения теории, так и с точки зрения практического применения. Рецензент акцентирует внимание на отсутствии в книге раздела, освещающего возможные риски от последствий имплементации предложенных К.М. Ушаковым алгоритмов действий и указывает на дисфункциональность рекомендуемых в книге нововведений, проявившихся в одной из российских школ в ходе использования методики К.М. Ушакова.</p> 2024-01-28T00:00:00+03:00 Copyright (c)