https://mirros.hse.ru/issue/feed Мир России 2021-03-07T00:38:05+03:00 Качурина Джамиля Львовна mirros.info@gmail.com Open Journal Systems <p>Журнал включен в перечень ведущих рецензируемых научных изданий ВАК&nbsp;Министерства&nbsp;образования и науки РФ, а также в две международных базы данных публикаций&nbsp;на базе Web of Science – Russian Science Citation Index (RSCI)&nbsp;и Emerging Sources Citation Index (ESCI); индексируется реферативной базой данных <a class="link external" href="http://www.scopus.com/" target="_blank" rel="nofollow noopener">Scopus<ins class="i"></ins></a></p> https://mirros.hse.ru/article/view/12134 Местное самоуправление в современной России, или Хроники крайней власти 2021-03-07T00:38:05+03:00 Ольга Андреевна Моляренко molyarenko@hse.ru <p>Статья посвящена развитию местного самоуправления в России на протяжении последних трех десятилетий. Предпринята попытка не только обобщенного описания происходящих изменений, но и реконструкции логики законодателя, отталкивающаяся от видения Дж. Скоттом воплощения благих намерений государства. Постсоветская центральная власть максимально обособилась от местного самоуправления, использовав муниципалитеты в качестве защиты от претендующего на социальные гарантии населения. Во многом поэтому местное самоуправление 1990-х – начала 2000-х годов являлось довольно независимым и крайне разнообразным. В условиях постепенного укрепления государства и получения им преимущественно негативной обратной связи о состоянии местного самоуправления от жителей и региональных властей федерация решила навести на местах «порядок», начав унификацию и стандартизацию организационных и иных основ муниципальной власти. В результате этих мер к настоящему моменту местное самоуправление оказалось фактически огосударствлено.</p> 2021-03-06T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/12135 Главы малых российских городов: лидерство и эффективность управления 2021-03-07T00:38:02+03:00 Алла Евгеньевна Чирикова chirikova_a@mail.ru Валерий Георгиевич Ледяев vledyaev@hse.ru <p>В статье представлены результаты эмпирического исследования лидерства и власти в трех малых городах Пермского края и Ивановской области, проведенного в 2011–2015 и 2018–2019 годах. Исследование показало, что, несмотря на политику централизации, проводимую федеральным центром и выстроенную вертикаль власти, сохраняется довольно широкая вариативность паттернов власти и лидерства, обусловленная главным образом персональным фактором. Нами были обнаружены и моноцентрические конфигурации власти (четко выделялся один локальный лидер, явно возвышавшийся над другими элитными фигурами), и полицентричная структура власти (альянсы и/или соперничество нескольких фигур с сопоставимыми ресурсами власти и влияния). Смена фигур во власти может существенно скорректировать не только стиль управления и характер внутриэлитных взаимоотношений, но и властную иерархию. Лидерство, как и другие социальные явления, находится в процессе постоянного изменения. Исследование продемонстрировало динамику лидерства глав не только при смене ключевых фигур, но и в результате эволюции лидеров, изменений в их установках, формах и методах взаимодействия с окружающими. На динамику власти и лидерства наибольшее влияние оказывают институциональные изменения в структуре муниципальной власти, смена руководства регионами, персональный и ситуативный факторы. Результаты исследования подтвердили предположение о том, что не всегда руководители исполнительной власти являются наиболее влиятельными фигурами в городском сообществе, хотя они обладают наиболее значимыми формальными ресурсами власти. Не все главы администраций в изученных городах были действительными лидерами локальных сообществ, поскольку не все обладали высоким авторитетом, сильной командой и выстроенными отношениями с руководством региона. В тех случаях, когда персонального ресурса явно не хватало, вакуум власти заполнялся иными силами – либо другими локальными акторами, либо региональными властями, усиливавшими контроль для поддержания порядка и управляемости территорией. Исследование показало, что лидер, хотя и не способен полностью переломить негативные тенденции, обусловленные внешними факторами, может смягчить их последствия. Ухудшение социально-экономической ситуации в малых городах может быть приостановлено в том случае, если глава города и другие представители элитного пула способны взять на себя лидерские функции и использовать их для достижения общего блага. В периоды кризисов и институциональных реформ роль руководителей возрастает, поэтому именно при возникновении трудностей формируется запрос на лидерство.</p> 2021-03-06T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/12136 Поляризация социально-экономического пространства в регионах староосвоенного Центра России: пример Ярославской области 2021-03-07T00:38:00+03:00 Ксения Васильевна Аверкиева xsenics@yandex.ru Татьяна Григорьевна Нефедова trene12@igras.ru Татьяна Юрьевна Кондакова tanijakond7@mail.ru <p>В статье рассматриваются процессы поляризации и сжатия освоенного пространства регионов Центра России за пределами Московской области, имеющих продолжительную историю хозяйствования и богатое не только культурное, но и промышленное наследие. Основные исследовательские вопросы касаются выявления предпосылок и социально-экономических последствий поляризации социально-экономического пространства и оценки роли наследия староосвоенности. Рассматриваются эволюция хозяйственного освоения старопромышленных регионов Центральной России и смена его типов, особенности советской индустриализации в городах и унификации сельских районов, а также постсоветские трансформации <br>хозяйства. Детально проанализированы основные процессы последних десятилетий: концентрация промышленности, сжатие сельскохозяйственного производства, изменение расселения, современные миграции. Исследование включало анализ исторической литературы, обработку данных региональной и муниципальной статистики и полевых исследований в муниципальных районах Ярославской области, выбранной в качестве ключевого региона. Показано, что региональные центры развиваются благодаря модернизации и реосвоению старых промышленных площадок, созданию новых промышленных парков и постиндустриальных предприятий. Малые города в целом стагнируют и теряют население, хотя имеют разные траектории развития, которые определяются широким набором факторов – от географического положения до богатства культурного наследия и наличия активных жителей. Поляризация сельской местности проявляется в нарастании контрастов между пригородами с высокой плотностью населения и хозяйства и территориальными конфликтами, с одной стороны, и периферией, где стремительно сокращается сельское население, с другой, что свидетельствует о наследуемом советском инварианте организации пространства. Возрождение сельского хозяйства характерно лишь для отдельных очагов и основано на создании новых модернизированных предприятий в ареалах с лучшими природными условиями. Рассматривается противоречивость процессов модернизации, поляризации освоенного пространства и использования исторического наследия. Отдельное внимание уделяется роли человеческого потенциала в появлении локальных точек роста. Анализируются возможности не только репродукции и модернизации прежних видов хозяйствования, но и формирования новых функций, включая рекреационное ландшафтно-культурное и дачное природопользование, возникшие благодаря использованию внутренних и внешних ресурсов.</p> 2021-03-06T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/12137 Траектории развития регионализма в России: опыт Свердловской области и Республики Татарстан 2021-03-07T00:37:57+03:00 Татьяна Борисовна Витковская vit.tatiana@gmail.com Мария Викторовна Назукина nazukina@mail.ru <p>В статье анализируются траектории развития регионализма в российских регионах в период с 1990-х&nbsp;годов, когда регионализация шла наиболее активно, по настоящее время, когда регионализм стал ослабевать. Представлен анализ динамики и современных форм регионализма в двух российских регионах – Республике Татарстан и Свердловской области. Отдельное внимание уделено регионалистским движениям (организациям, партиям) в указанных регионах как акторам, артикулирующим регионализм. Анализируются стратегии региональных элит, поскольку паттерны их взаимодействия с регионалистскими организациями предполагают разные конфигурации, обуславливающие различные траектории динамики регионализма в России. Разграничиваются регионализм «снизу» как активность регионалистских организаций, и регионализм «сверху» как политика региональных элит. Доказано, что соотношение данных измерений в пределах региона оказывает влияние на формирование региональной модели. В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в Республике Татарстан и Свердловской области в 2019&nbsp;году, продемонстрировавшего, как были сформированы модели элитарного регионализма в Республике Татарстан и латентного регионализма в Свердловской области. Показаны различные траектории динамики регионализма – его элитизация в Республике Татарстан и маргинализация в Свердловской области.</p> 2021-03-06T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/12138 Переход образовательных общностей от неуспешности к успешности в процессе трансфера их человеческого капитала 2021-03-07T00:37:54+03:00 Гарольд Ефимович Зборовский garoldzborovsky@gmail.com Полина Анатольевна Амбарова borges75@mail.ru <p>В статье раскрывается одна из наиболее острых проблем российского образования – усиление образовательной неуспешности школьников, студентов СПО и вузов. На концептуальном уровне доказывается, что преодоление неуспешности образовательных общностей необходимо осуществлять посредством обогащения их человеческого капитала в системе образования. Цель статьи состоит в социологическом анализе возможностей перехода неуспешных образовательных общностей к успешности в процессе трансфера их человеческого капитала. Представлена авторская интерпретация понятий образовательной неуспешности, человеческого капитала образовательных общностей и его структуры, трансфера человеческого капитала в сфере образования. Теоретические положения концепции были реализованы в ходе эмпирического исследования, осуществленного в конце 2019 – начале 2020 гг. По результатам исследования были сформулированы основные направления трансформации образования, обеспечивающие возможности преодоления образовательной неуспешности и переоткрытия человеческого капитала образовательных общностей. Характеризуются такие направления, как: (1) изменение нормативной модели образовательной (не)успешности и согласование представлений о ней у ключевых субъектов образования; (2) трансформация образовательной политики в отношении неуспешных образовательных общностей; (3) совершенствование образовательной среды учебных заведений; (4) разработка социальных технологий образовательного сопровождения и повышения качества человеческого капитала неуспешных учащихся и студентов. Практическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости разработки государственной стратегии равной поддержки всех групп успешной и неуспешной учащейся молодежи.</p> 2021-03-06T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/12140 Тенденции в избирательности браков по уровню образования: роль изменений в образовательной структуре населения 2021-03-07T00:37:52+03:00 Дарья Игоревна Зинченко dzinchenko@hse.ru Анна Львовна Лукьянова alukyanova@hse.ru <p>В работе, основанной на данных РМЭЗ ВШЭ за 1995–2015 гг., анализируется влияние роста уровня образованности российского населения на состояние в браке и изменение состава семей с точки зрения уровня образования супругов. Результаты показывают снижение доли состоящих в браке для обоих полов, всех образовательных и практически всех возрастных групп, при этом увеличение доли одиноких не является прямым следствием трендов в сфере образования. Выявлено, что изменения в образовательном составе населения сдерживали сокращение доли состоящих в браке благодаря росту удельного веса высокообразованных групп, в которых выше процент состоящих в браке. В структуре браков наблюдалось увеличение доли союзов, в которых мужья имеют более низкий уровень образования (гипогамия). Распространение таких браков происходило за счет сокращения доли пар, в которых партнеры имеют одинаковое образование, хотя последний тип союзов по-прежнему остается самым распространенным видом брака. Корректировка на тренды в образовательной структуре населения позволяет сделать вывод, что для большинства возрастных групп изменения в образовательной структуре являлись главным драйвером усиления гипогамии.</p> 2021-03-06T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/12141 Асинхронный дистанционный университетский класс как возможная модель для международного онлайн-сотрудничества 2021-03-07T00:37:50+03:00 Лариса Григорьевна Титаренко larisa166@mail.ru Крейг Б. Литтл craig.little@cortland.edu <p>Переосмысление роли и места дистанционного обучения в высшей школе в условиях коронавируса является весьма актуальным. Весной 2020 г. большинство студентов во всем мире перешли на формы дистанционного обучения, а международные программы обмена вынужденно приостановились. В России эта новая реальность вызвала обеспокоенность, что дистанционные формы обучения заменят существующие, а качество образования ухудшится. Фокус данной статьи направлен на международное онлайн-сотрудничество по курсу социологии, в котором принимали участие студенты из четырех стран, включая Россию. Авторы создали инновационный дизайн для международного онлайн-курса и успешно реализовывали его в течение 15 лет. Исследовательский вопрос статьи состоит в том, чтобы показать, какие ключевые факторы делают опыт международного университетского дистанционного курса практической моделью организации дистанционного образования, каким образом эти факторы способствовали эффективности данного курса и росту удовлетворенности студентов результатами обучения. Долгосрочный опыт позволил прийти к выводу, что участие в международном дистанционном сотрудничестве является продуктивным прежде всего для тех студентов в постсоветских странах, которые никогда не учились за рубежом по программам обмена и не могут их себе позволить по финансовым или иным причинам. Такие студенты более мотивированы к дистанционному бесплатному обучению совместно с иностранными студентами, т. к. оно не требует от них финансовых вложений и позволяет физически оставаться дома. Участие русскоязычных студентов в нашем классе было добровольным, т. к. дисциплина была для них факультативной; свободный выбор студентов и чувство состязательности с иностранцами еще больше мотивировали их на успех. Непременным условием являлось свободное владение английским языком. Постоянное совместное участие в изучении конкретного курса по социологии дает ощущение вовлеченности в международный контекст и создает условия для получения знаний не только о предмете курса, но и о зарубежных странах, их культуре, обсуждения актуальных проблем и особенностей образа жизни студентов за границей, не испытывая при этом стресса от постоянного нахождения в иноязычной среде. Изучение социологической дисциплины подобным образом предоставляет студентам ряд бонусов: дает возможность усвоить предмет, который отсутствует в программе обучения в местном университете, создает условия для регулярного виртуального общения с зарубежными сверстниками того же социального статуса, наконец, позволяет повысить навыки владения иностранным языком на уровне повседневного (пусть и письменного) общения. Постоянная активность в рамках такого курса требует от студентов обязательной подготовки онлайн-презентаций, развивает навыки е-поиска информации и умения ее логично излагать, а высокая включенность в е-диалог улучшает навыки аргументации в дискуссии. Опытным путем в ходе многократного проведения курса были выявлены ключевые факторы высокой вовлеченности студентов в онлайн-диалог и их удовлетворенности результатами курса. Большое значение имели практико-ориентированные методы преподавания данного курса, ориентированные на активность студентов. В статье подчеркивается, что технологии асинхронной коммуникации и онлайн-диалоги (в форме дискуссий, ведущихся самими студентами), организуемые для регулярного взаимодействия студентов между собой и с преподавателями, являются ключевыми факторами успеха преподавателя и удовлетворенности дистанционных обучающихся. Асинхронная форма участия в процессе онлайн-обучения позволяет студентам делать это в любое время суток, заранее продумывая свои ответы на вопросы других студентов. Эта форма снимает проблему возможной низкой скорости доступа в Интернет, непонимания лекционного и иного материала на английском языке: студент всегда может вернуться к ним на сайте курса. Показано, что на всем протяжении нашего сотрудничества указанные факторы стимулировали активную вовлеченность студентов в межличностный онлайн-диалог («дискуссионный онлайн-форум»). Важным дополнительным фактором является стабильная ориентация преподавателей на мотивацию студентов к обучению в дистанционном формате через своевременное оказание им необходимой технической и педагогической поддержки. Образовательная дистанционная модель, представленная в статье, учитывает все названные выше факторы (асинхронная коммуникация, диалоговая форма взаимодействия в процессе обучения, постоянное участие в коммуникации со студентами и помощь преподавателей). Ее практическая эффективность подтверждается высоким уровнем удовлетворенности и вовлеченности студентов из разных стран в международный дистанционный курс. Дизайн избранной модели позволил всем студентам общаться на равных в Интернете и свободно обмениваться идеями по поводу изучаемого содержательного материала между собой и с преподавателями. В статье делается вывод, что асинхронный дистанционный (asynchronous e-learning) курс, ориентированный на регулярное участие студентов в дискуссионных форумах, может служить моделью для международного дистанционного образовательного сотрудничества, в котором участвуют студенты из нескольких стран.</p> 2021-03-06T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/12142 Правильно ли мы понимаем «1984»? 2021-03-07T00:37:47+03:00 Рустем Ринатович Вахитов Rust_R_Vahitov@mail.ru <p>Статья посвящена социологическому анализу романа Джорджа Оруэлла «1984», целью которого является выяснение: какое же реальное общество автор изобразил в романе? В течение более чем 70 лет сам Дж. Оруэлл и его многочисленные критики и читатели воспринимают этот роман как антиутопию, аллегорически изображающую сталинский режим в СССР. Однако зачастую бывает так, что и автор, и его поклонники неправильно трактуют произведение. Автор статьи убежден, что роман «1984» не может быть пародией на СССР. Во-первых, Дж. Оруэлл никогда не бывал в СССР, не разбирался в советской действительности, поэтому и не смог бы правдиво ее воссоздать. Во-вторых, изображение партии, быта пролов, идеологии Океании противоречат соответствующим реалиям Советского Союза времен Сталина. В-третьих, есть существенные параллели Океании «1984» и реальной Великобритании конца 1940-х, где происходили «социалистические реформы» лейбористов под руководством Клемента Эттли, которого У. Черчилль называл «английским Сталиным». Вывод, к которому приходит автор статьи: Оруэлл на уровне сознания хотел создать антисталинский памфлет, но воспроизвел действительность его родной послевоенной Великобритании, при этом он бессознательно критиковал реформы лейбористов, хотя считал себя их сторонником.</p> 2021-03-06T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/12143 Оруэлл: честное слово в эпоху идеологических конфликтов 2021-03-07T00:37:44+03:00 Михаил Федорович Черныш che@isras.ru <p>В России английского писателя Джорджа Оруэлла знают прежде всего как острого критика советского тоталитарного режима, автора романа «1984» и сатирической комедии «Скотный двор». Однако литературное наследие Дж. Оруэлла, его политическое послание не исчерпывается этими двумя произведениями. Джордж Оруэлл придерживался социалистических убеждений, выступал как противник колониальной политики Великобритании, сражался против фашизма в Испании, где получил тяжелое ранение. Его антитоталитарная позиция не имела конкретной географической адресации, тоталитарные практики он рассматривал как развитие отношений неравенства, эволюцию практик господства, которые рождает капиталистическое общество. В любых обстоятельствах Дж. Оруэлл стремился сохранять за собой право иметь независимую точку зрения на происходящее, поддержать позицию справедливости.</p> 2021-03-06T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/12144 Социологи читают историков, историки читают социологов 2021-03-07T00:37:42+03:00 Наталья Вадимовна Веселкова vesselkova@yandex.ru <p>В том, как историки и социологи читают друг друга и используют прочитанное, можно выделить несколько устойчивых вариантов – от претендующей на фундаментальную интеграцию исторической социологии до использования историками социологических теорий и эмпирических данных. Наряду с обогащением концептуального и эмпирического аппарата и другими полезными эффектами подобные пересечения сопряжены и с определенными проблемами. Предложенная (микро)типология взаимопересечений историков и социологов служит контекстом для размышлений над книгой историка Алексея Килина «Частная торговля и кредит на Урале в годы НЭПа: экономические, политические и социальные аспекты». Основополагающее и глубоко фундированное авторское высказывание о НЭПе как модели управления построено на основе теории моделирования; обращение к теории социального конструирования реальности выглядит не столь убедительно, но подталкивает к осмыслению эпохи НЭП в соответствующем ключе.</p> 2021-03-06T00:00:00+03:00 Copyright (c)