Мир России https://mirros.hse.ru/ <p>Журнал включен в перечень ведущих рецензируемых научных изданий ВАК&nbsp;Министерства&nbsp;образования и науки РФ, а также в две международных базы данных публикаций&nbsp;на базе Web of Science – Russian Science Citation Index (RSCI)&nbsp;и Emerging Sources Citation Index (ESCI); индексируется реферативной базой данных <a class="link external" href="http://www.scopus.com/" target="_blank" rel="nofollow noopener">Scopus<ins class="i"></ins></a></p> ru-RU mirros.dlk@gmail.com (Качурина Джамиля Львовна) vvyakovleva@hse.ru (Яковлева Виктория Викторовна) Thu, 23 Mar 2023 18:51:03 +0300 OJS 3.1.2.1 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Образовательная стигматизация как социальный феномен: социологический анализ https://mirros.hse.ru/article/view/16927 <p>Образовательная стигматизация – один из актуальных и вместе с тем недостаточно разработанных вопросов социологии образования. В статье предпринята попытка ее теоретического и эмпирического изучения в контексте современных проблем российского образования – усиления неравенства, образовательной неуспешности, дегуманизации образовательных отношений. Базируясь на ключевых идеях теории И. Гоффмана, авторы определяют образовательную стигму как отрицательное отношение к субъектам обучения (индивидам, группам, организациям), чья образовательная деятельность маркируется социальным окружением (или самим субъектом обучения) как несоответствующая его представлениям о «нормальности»; также авторы разрабатывают уровневый подход к ее изучению. Цель статьи заключается в социологическом анализе образовательной стигматизации как феномена современного российского образования. Эмпирическая база статьи – данные глубинных интервью с учителями, родителями школьников и студентов; материалы фокус-групп со школьниками и студентами университетов; анализ контента родительских социальных сетей. Авторы выделили принципы социологического подхода, обосновывающие необходимость рассмотрения социального контекста образовательной стигматизации и применения уровневого подхода к ее исследованию. Реализация данных принципов позволила определить особенности и механизмы стигматизации образовательной неуспешности на индивидуально-личностном, организационном и институциональном уровнях. В статье показано, как у учащихся на индивидуально-личностном уровне формируются поведенческие стратегии, направленные как на преодоление стигматизирующей ситуации, так и на понижающую адаптацию к ней. Особое внимание уделяется раскрытию содержания множественных ролей учителей, психологов, родителей в ситуации образовательной стигматизации, выступающих в одних случаях в качестве стигматизирующих или соучаствующих агентов, в других ситуациях – выполняющих роли сочувствующих и поддерживающих субъектов. Важным результатом исследования является характеристика механизмов образовательной стигматизации, действующих на общностно-групповом уровне в отношении групп или классов неуспешных школьников. В связи с этим рассмотрены групповые стратегии поведения стигматизированных – получение «вторичной выгоды», имитация академической успешности, «уход». Подчеркивается острота проблемы институциональной стигмы, возникающей в отношении «неэффективных» образовательных организаций, включая школы и вузы.</p> <p>&nbsp;</p> Гарольд Ефимович Зборовский, Полина Анатольевна Амбарова Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/16927 Wed, 22 Mar 2023 00:00:00 +0300 Установки родителей и учителей к инклюзивному образованию в России и Казахстане: сравнительный анализ https://mirros.hse.ru/article/view/16928 <p>В статье сравниваются установки учителей и родителей, касающиеся инклюзивного образования в России и Казахстане. Показано, что родители и учителя являются важными акторами школьной инклюзии, имеющими решающее значение в продвижении инклюзивного образования. В статье фокус смещается с изучения факторов, способствующих позитивным или негативным позициям в отношении школьной инклюзии, которые традиционно исследуются учеными, на изучение самих установок – многокомпонентных и иерархических. На материалах массового опроса родителей и учителей в России и Казахстане с помощью факторного анализа выявлялась структура искомых установок, а при помощи непараметрического дисперсионного анализа Краскела-Уоллиса сравнивалась их выраженность в этих странах. Исследование данных показывает, что установки педагогов и родителей в отношении инклюзивного образования не имеют существенных различий, что можно объяснить общим советским наследием в области социальной политики, схожей нормативно-правовой базой инклюзивного образования в двух странах. <br>При определении с помощью кластерного анализа типов родительских и учительских установок России и Казахстана нами было выявлено несколько важных различий, обусловленных, вероятно, разными временными рамками перехода к инклюзии. В целом, у родителей в обеих странах заметна тревожность относительно обучения их ребенка в инклюзивной школе, но особенно опасения более выражены у родителей из Казахстана, где учителя чаще российских коллег транслируют неуверенность по поводу процесса инклюзивного обучения и готовности к инклюзии. В России установки как родителей, так и учителей более радикальны: здесь больше и доля активно поддерживающих инклюзивное образование, и число тех, кто имеет негативные установки и не поддерживает совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями и типичных детей. </p> Бибигуль Сансызбаевна Искакова, Дарья Игоревна Присяжнюк, Ирина Казбековна Зангиева Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/16928 Wed, 22 Mar 2023 00:00:00 +0300 Влияние участия университетов в Проекте 5-100 на успешность получения научных проектов https://mirros.hse.ru/article/view/16929 <p>Исследование представляет результаты сравнительного анализа динамики привлечения российскими государственными вузами дополнительного финансирования. Данные для анализа были собраны из открытых источников и рассматривались в сопоставительном контексте между двумя группами: участниками проекта повышения конкурентоспособности ведущих университетов «5-100» и кандидатами на вступление в эту инициативу, которые не прошли отбор в данную программу. Сравнительный анализ 21 победителя с контрольной выборкой из 22 претендентов показал одинаково скромные успехи обеих групп вузов в поиске доходов на открытом рынке вне государственных процедур. Вместе с тем была зафиксирована положительная динамика в привлечении грантовых средств именно для победителей программы. Такой результат может быть связан с кумулятивным эффектом от запуска инициативы «5-100» одновременно с реформированием научных фондов.</p> Алексей Михайлович Железнов Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/16929 Wed, 22 Mar 2023 00:00:00 +0300 Спрос на знания, умения и навыки в вакансиях: кого готовит университет? https://mirros.hse.ru/article/view/16934 <p>Важным вызовом для современной системы высшего образования является достижение максимального соответствия знаний, умений и навыков выпускников высших учебных учреждений потребностям рынка труда. В настоящей работе проведен сравнительный анализ образовательных программ по направлениям подготовки в сфере социальных, математических и компьютерных наук, а также сопоставимых с ними вакансий. Для анализа используется унификация семантического ядра документов системы высшего образования. Процесс унификации соответствует описанию вакансий, указанных на портале интернет-рекрутмента HeadHunter. Также сформирован словарь сопоставления понятийных аппаратов системы образования и работодателей. Методологический аспект настоящего исследования учитывает потребности рынка труда в квалифицированных кадрах (без опыта работы). Предложена методика, позволяющая корректно соотносить результаты обучения, обозначенные в образовательных программах высших учебных заведений, со спросом работодателей на навыки работников. В результате проведенной работы были классифицированы декларируемые и требуемые знания, умения и навыки. Это позволило установить соответствие между системой образования (образовательными программами) и рынком труда (вакансиями). Выявлены наиболее вероятные наименования должностей вакансий для потенциальных работников по направлениям подготовки, образовательным программам и профессиональным специализациям. Для демонстрации полученных результатов приведены примеры и таблицы, содержащие вышеуказанную информацию. Значительным вкладом настоящего исследования является разработка инструментария, позволяющего осуществлять своевременный мониторинг рынка труда на основе знаний, умений и навыков. В работе предложены рекомендации по применению разработанной методики для оптимизации образовательных программ системы высшего образования. </p> Андрей Александрович Терников, Михаил Леонидович Бляхер Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/16934 Thu, 23 Mar 2023 00:00:00 +0300 Власть на аутсорсинге или медиаторы «пустого пространства» https://mirros.hse.ru/article/view/16935 <p>В статье анализируются социальные процессы, протекающие в пространстве, которое с точки зрения власти оказалось «пустым», лишилось социального измерения как результат сжатия социального пространства. В нем не остается ничего, что имеет интерес для власти и властных агентов, способных представлять власть на территории. Такое пространство превращается в территорию, понимаемую как чисто географическое образование, пригодное только для политической презентации и освоения в рамках неких глобальных проектов. Для управления такой территорией складывается особый режим, который мы обозначили как «периферия власти». Однако отсутствие интереса власти и формальных структур для сбора информации на такой территории не исключает наличия здесь социальных процессов, которые протекают за пределами властной рефлексии. Описание особенностей социальных процессов и ключевых акторов на периферии власти и выступает целью данной статьи. <br>В ходе серии экспедиций в районах верхнего течения р. Лены (2018–2022 гг.) было обнаружено, что на этой территории складывается особый локальный порядок, существующий рядом с глобальными проектами, но не пересекающийся с ними; он невидимый как для них, так и для власти. Для власти государства важно лишь то, чтобы в «пустоте» не возник иной, альтернативный источник силы, представляющий иные правила игры. Предполагается, что наличие на территории крупных корпораций позволит вновь превратить ее в социальное пространство, возродить здесь жизнь. Однако, как показало исследование, корпорации существуют в пространстве, не пересекающемся с местными жителями. Для того чтобы связать пространства, образуемые в этом локале властью различного уровня, корпорациями и местным миром, необходим медиатор, который мог бы, с одной стороны, действовать в «пустоте», то есть не быть властью, с другой, иметь возможность эту власть мобилизовать. Вариант появления и деятельности такого медиатора, обнаруженный в ходе полевого исследования, описывается в настоящей работе. Как представляется, он и производит тот локальный порядок, который способен сосуществовать с властью, оставаясь для нее невидимым и неопасным.</p> Леонид Ефимович Бляхер, Константин Вадимович Григоричев, Андрей Владимирович Ковалевский Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/16935 Thu, 23 Mar 2023 00:00:00 +0300 Модели исполнения федеральной политики в сфере благоустройства в России: факторы вариативности https://mirros.hse.ru/article/view/16936 <p>В статье проанализированы модели исполнения национального проекта «Формирование комфортной городской среды» в трех российских регионах – Республике Карелия, городе федерального значения Санкт-Петербурге и Свердловской области. Запущенный в 2017 году нацпроект предусматривал реализацию региональных и муниципальных программ формирования комфортной городской среды на основе единых подходов, предлагаемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Несмотря на четкие требования федерального центра, регионы демонстрируют свои вариации в реализации проекта. В статье мы задаемся вопросом: что объясняет модели исполнения политического курса в сфере благоустройства в трех городах (Петрозаводске, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге) в ответ на федеральную инициативу и сопутствующие ей технократические методы достижения необходимых показателей. Отталкиваясь от тезиса о принципал-агентской природе отношений федерального центра и регионов России, мы выделяем три модели исполнения проекта – избыточное, минимальное и креативное. Основным выводом исследования является тезис о значимости политических факторов для объяснения моделей исполнения: стабильность позиции губернатора и наличие/отсутствие политического конфликта в регионе. </p> Елена Юрьевна Цумарова, Анна Васильевна Тарасенко Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/16936 Thu, 23 Mar 2023 00:00:00 +0300 Исследование состояния и перспектив развития фудшеринга во Владивостоке https://mirros.hse.ru/article/view/16937 <p>В статье представлены результаты исследования фудшеринга во Владивостоке – одного из направлений экономики «совместного потребления», практики, при которой люди и организации могут обмениваться свободными продуктами. В работе рассмотрены тренды экономики «совместного потребления»; проведен обзор существующих научных подходов к понятию «фудшеринг», описана эволюция моделей фудшеринга; проведен анализ мировых тенденций в исследуемой области. Авторами отмечается, что феномен фудшеринга в части коллективного поведения по принятию решений о создании «общественного блага» хорошо объясняется при помощи бихевиористского подхода к теории рационального выбора коллективного действия, что подтверждается эмпирическими данными о существующих мировых практиках. Центральная часть статьи посвящена результатам полевого исследования, проведенного зимой–весной 2021 года и основанного на качественных и количественных методах исследования, в ходе которого были раскрыты вопросы наличия, состояния, влияния современных коммуникационных технологий на продвижение и перспективы развития данного направления на исследуемой территории.&nbsp;Полученные данные свидетельствуют о присутствии всех основных форм фудшеринга во Владивостоке и&nbsp;использовании основных технологий его продвижения, при этом отмечается, что этот тренд не пользуется популярностью у местного сообщества.&nbsp;В результате исследования авторы приходят к выводу, что на исследуемой территории фудшеринг воспринимается не как общественное благо, а как благотворительность, поэтому обычные стимулы и технологии его популяризации не имеют должного эффекта. В заключении статьи авторы обращаются к обсуждению ограничений исследования, а также перспективных направлений следующих научных изысканий.</p> Полина Витальевна Ефремова, Александра Сергеевна Спесивцева Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/16937 Thu, 23 Mar 2023 00:00:00 +0300 Индивидуальные межвременные предпочтения по перераспределению благополучия между сегодняшними и будущими поколениями https://mirros.hse.ru/article/view/16938 <p>Несмотря на утопический характер коммунистических обществ XX века, степень легитимности в общественном сознании, идеи врéменного отказа от текущего благополучия в пользу будущих поколений являются одними из основных характеристик модернизационного потенциала современного общества. Данное исследование посвящено измерению общественной (теневой) цены благополучия будущих поколений на основе вычисления ставки дисконтирования в задаче о перераспределении индивидами во времени двух видов экспериментальных мериторных благ – «спасённых человеческих жизней» и «здоровых и благополучных лет жизни». Если в случае «спасённых человеческих жизней» экспериментальная ситуация наследует логику аналогичных зарубежных исследований, то в случае «здоровых и благополучных лет жизни» экспериментальная ситуация выведена за теоретические рамки аналогичных зарубежных подходов, которые, как правило, используют более узкое понятие «здоровые годы жизни» в контексте задач, которые решает экономика здравоохранения. В нашем случае экспериментальная ситуация переведена в плоскость политико-экономических решений индивидов, касающихся цены передачи будущим поколениям дополнительного благополучия, которое можно получить самим, живя, не заботясь о благополучии будущих поколений. В частности, анализируется межвременной выбор, осуществляемый респондентами при голосовании за одну из двух программ: первая программа – эффект рантье – позволяет немедленно получить указанные выше блага в ограниченном количестве или на ограниченный срок, но без улучшения благополучия будущих поколений, вторая программа предполагает отказ от дополнительного благополучия сегодня, откладывая доступ общества к соответствующим благам на несколько десятилетий, но с последующим их получением в большем количестве или на более долгий срок. Показано, что ставки дисконтирования для блага «спасенные человеческие жизни» в России выше, чем в Европе и США в аналогичных экспериментах, и составляют 20,4 и 11,8% для временных периодов 25 и 50 лет, соответственно. Рассчитаны ставки дисконтирования для экспериментального блага «благополучные годы жизни» (6,1 и 3,9% для тех же временных периодов). Лишь небольшая часть населения (не более 19–23%) готова обсуждать вопрос цены отказа от сегодняшних благ даже при минимальном их количестве, гарантированном сегодня (в предложенных экспериментальных ситуациях – это 100 спасенных жизней и 3 года благополучной жизни). При этом в указанном узком слое общества крайне высока гетерогенность по допускаемым значениям цены отказа – от нескольких раз (для блага «благополучные годы жизни») до сотен раз (для блага «спасенные жизни»). Для блага «благополучные годы жизни» эффект рантье (предпочтение немедленного легко достигаемого результата) в меньшей степени выражен для респондентов старших возрастов, чья первичная социализация прошла в малых городах. Именно они являются социальной базой национальных проектов долгосрочных социальных изменений, базирующихся на идее отложенного благополучия. Эти факторы одинаково работают при обеих альтернативах, то есть в случаях, когда «благополучные годы жизни» откладываются на 25 и 50 лет. Для блага «спасенные человеческие жизни» эффект рантье выражен меньше для респондентов с высоким доходом, первичной социализацией в крупных городах и мегаполисах и на момент опроса имеющих двух или более детей. Однако указанные обстоятельства работают только для периода в 25 лет, то есть для периода собственной старости респондента и/или периода, на который приходится пик жизненной активности детей респондента; для периода в 50 лет данные факторы уже не значимы. Для этого временного горизонта выявлена значимость только гендерного фактора: отказываться от спасения сегодняшних жизней в пользу спасения будущих более склонны мужчины. Наконец, важным выводом работы является предельно высокая доля тех, кто отказывается от выбора в пользу будущих поколений. Примерно 75–80% респондентов предпочитают выбор программ развития, ориентированных на настоящее (на сегодняшнее благополучие). Такой выбор буквально означает признание бесконечной ценности (r = ∞) сегодняшних благ, даже если они предоставляются в достаточно малом количестве. Интересно, что различия между респондентами, ориентированными на будущее, с одной стороны, и ориентированными на настоящее, с другой, главным образом определяются мировоззренческим фактором, нежели существующей структурой социальных групп, выделенных по объективным признакам. Ключевым обстоятельством, стимулирующим выбор в пользу будущих поколений, является общая гуманистическая установка сознания респондентов. Наряду с ценностными факторами вероятность выбора в пользу будущих поколений повышает уровень душевого дохода. При анализе мотивов отказа от выбора в пользу будущих поколений обращает <br>на себя внимание роль двух типов априорного знания, которым руководствуются респонденты. Один тип знания отталкивается от общего социального дискурса современных обществ с их ценностью сегодняшнего дня и верой в прогресс, автоматически улучшающий жизненные шансы тех, кто будет жить после нас. Второй является общественной реакцией на негативный макросоциальный опыт из недавнего прошлого страны и выражается в неверии в реализацию каких-либо долгосрочных программ без катастрофических промахов со стороны государства, а также в определенной мере идиосинкратическом восприятии идей коммунистических обществ о необходимости (важности) самопожертвования ради гипотетического (улучшенного) будущего.</p> Владимир Владимирович Карачаровский Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/16938 Thu, 23 Mar 2023 00:00:00 +0300 Народники как незамеченный этап на пути к русской модерной политической нации https://mirros.hse.ru/article/view/16939 <p>В рецензии обсуждается сборник документальных материалов о народниках XIX века, подготовленный во второй половине 1970-х гг. советским историком М.Я. Гефтером и его единомышленниками в рамках попыток нового прочтения (пред)истории Русской революции, альтернативного официальной историографии. Составитель тома, близкий в то время к диссидентскому и правозащитному движению, концептуально опирался на исследования по общественно-политической истории, проводившиеся в постсталинское время. Ранее он работал в рамках партийно-исторического официоза, от которого дистанцировался к моменту составления «Антологии народников», ставшей для него способом проблематизации соотношения целей и средств (без)ответственного политического действия, цены морального ригоризма революционеров и неготовности авторитарной власти к диалогу с обществом модернизирующейся России. Эта проблематика в контексте незавершенных реформ в позднем СССР позволяла поставить вопрос об идейных истоках и институциональных причинах российских катастроф и тупиков развития уже в веке XX. <br>В начале статьи проводится краткий экскурс в творческую эволюцию самого М.Я. Гефтера, проделавшего большой идейный путь в понимании предмета антологии – от участника авторского коллектива ортодоксальной истории партии до независимого исследователя, ищущего более сложные модели объяснения исторического процесса в России. Далее реконструируется исследовательская программа, которая легла в основу отбора гетерогенного документального материала. Показан методологически амбициозный план составителя тома, пытавшегося организовать для читателя второй половины XX века не просто погружение в историческую среду второй половины XIX века, но и создать коммуникативное пространство для заочного диалога с акторами другой эпохи. Отмечается близость рамочной идеи издания позднесоветской интеллигентской философии истории, блокирующей сегодня структурную интерпретацию драмы русской модернизации XIX–XX веков. В заключительной части указывается на&nbsp;значительный эвристический потенциал затронутой в антологии топики для реконструкции русского пути к современной политической нации, в рамках которой народники (неожиданно для многих) оказываются первым значимым опытом радикальной демократизации политического в отечественной истории. Предлагается рамочная эвристика, позволяющая при соответствующей смене исследовательской перспективы соотнести русских народников с другими общественно-политическими феноменами модерна в других странах средствами сравнительно-исторической социологии и политической антропологии.</p> Олег Васильевич Кильдюшов Copyright (c) https://mirros.hse.ru/article/view/16939 Thu, 23 Mar 2023 00:00:00 +0300