Region-making at Last in the Former Soviet Area: Some Suggestions for Future Research [Региональное строительство на постсоветском пространстве:...]
Аннотация
Алессандра Руссо – PhD, научный сотрудник, Emile Durkheim Centre, Comparative Political Science and Sociology, Sciences Po Bordeaux. Адрес: 11 Allée Ausone 33607 PESSAC Cedex, France. E-mail: alessandra.russo@scpobx.fr
Каролина Дюфи – PhD, старший научный сотрудник, старший преподаватель, Emile Durkheim Centre, Comparative Political Science and Sociology, Sciences Po Bordeaux. Адрес: 11 Allée Ausone 33607 PESSAC Cedex, France. E-mail: c.dufy@sciencespobordeaux.fr
Цитирование: Russo A., Dufy C. (2018) Region-making at Last in the Former Soviet Area: Some Suggestions for Future Research. Mir Rossii, vol. 27, no 4, pp. 120–128. DOI: 10.17323/1811-038X-2018-27-4-120-128
Статья посвящена анализу проблем реорганизации постсоветского пространства. Общий тренд региональных исследований в последние годы сдвигается от принципов универсализма и глобализма к разнообразию моделей региональной организации, связанных с экономической интеграцией, влиянием бизнеса на формирование региональной повестки и созданием политическими лидерами коллективной идентичности. В фокусе анализа – Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и его предшественник – Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).
История созданного после распада СССР Содружества Независимых Государств (СНГ) была сложной и драматичной, вплоть до делегитимизации этой организации рядом национальных лидеров, региональных чиновников и политиков различных государств-членов. И все же архитектура СНГ не демонтирована, а, наоборот, расширена за счет добавления соответственно военной и экономической опор: Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества, просуществовавшего с 2001 по 2014 гг., переформатированного
в ЕАЭС. Параллельно шло формирование Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), демонстрирующей многостороннее взаимодействие между Россией, Китаем и тремя странами Центральной Азии. Эти организационные новации способствовали возникновению и развитию новых норм, институтов, практик и инструментов управления в постсоветском регионе, что требует изучения и осмысления.
Недавно созданный ЕАЭС явился амбициозным проектом по интегрированию и согласованию регионального порядка, контуры которого постоянно изменяются. ЕАЭС был представлен его основателями и сторонниками как альтернативный путь глобализации, как цивилизационный проект при поддержке администрации В.В. Путина. События 2014 г., которые привели к санкциям против России и ответным контрсанкциям, усилили нарратив идентичности и суверенитета России.
Консервативный сдвиг, проявившийся во внутренней и внешней политике, способствовал трансформации региональной интеграции на постсоветском пространстве, усилению надежд, связанных с перспективами нового Шелкового пути.
В создании подобных региональных инициатив угадывается двойственное начало: с одной стороны, стремление сохранить идентичность, защитить ее от воздействия глобализации; с другой стороны, наоборот, идентичность должна быть перемещена на наднациональный уровень для преодоления проблем национальных государств. Важно отметить, что региональные объединения основаны не только на политических импульсах, но и на деловой активности бизнеса, диаспор,
сообществ мигрантов.