Нарративный анализ спроса на инновации в российской экономике
Аннотация
В статье анализируются нарративы акторов российской инновационной системы (бизнес, государственное управление, академические организации), в которых отражаются значимые идеи и убеждения о формировании спроса на инновации, а также причинно-следственные связи, которые могут соотноситься или противоречить экономическим теориям. Для качественного нарративного исследования была использована база данных, состоящая из 43 рейтинговых средств массовой информации и интернет-ресурсов, которые были отобраны в системе «Медиалогия». На основе этой базы данных было выявлено 229 нарративов, посвященных проблемам низкого спроса на инновации. Проведенный анализ позволил выделить пять групп протомоделей, представляющих собой упрощенные объяснительные модели, которые содержат информацию о социальном контексте, факторах, причинах и механизмах формирования низкого спроса на инновации в России: наличие значительных трансакционных издержках при взаимодействии бизнеса и академических организаций; отсутствие достаточных стимулов российского бизнеса к активной инновационной деятельности; отсутствие воспроизводящихся эффективных механизмов раскрепощения, стимулирования и восходящей имплементации низовых инициатив акторов российской инновационной системы; низкая эффективность реализации трех функций институтов российской инновационной системы (поддержание стабильности осуществления трансакций, защита прав собственности и снижение трансакционных издержек); дефицит доверия между акторами российской инновационной системы.