От восприятия перемен – к изменению социального поведения
Аннотация
Статья посвящена анализу изменений в образовательных и профессиональных траекториях как молодого, так и более старших поколений. Рассмотрение эмпирических материалов предваряет краткий обзор поисков, предпринимаемых в этом направлении. Авторское исследование основано на интервью с респондентами разных возрастов, которые ретроспективно оценивают свой жизненный опыт. Наиболее существенной характеристикой анализируемых биографий является нелинейность образовательных и профессиональных траекторий, связанная с отношением респондентов к социальной мобильности и неравенству в доступности образования. Респондент склонялся к одному из видов реакции на специфику личной ситуации – стратегии стабильности либо стратегии мобильности, а модель социального поведения определяла его проактивность. Разнообразие и гибкость выбора дальнейшего пути в значительной степени становились возможны благодаря относительной открытости отечественной системы профессионального образования. Предлагается метафора «квест» применительно к образовательным и профессиональным траекториям, подчеркивающая необходимость на каждом этапе их формирования распознавать новые обстоятельства реальности и решать возникающие при этом задачи. Характер рассматриваемых изменений указывает на то, что они могут не только повлечь за собой перемены в сфере образования, но и иметь последствия для формирования человеческого капитала, а также определят новый мейнстрим в социологии образования.