Шаманизм в постсоциалистическом городе
Аннотация
Цитирование: Szmyt Z. (2020) Shamanism in a Post-socialist City. Mir Rossii, vol. 29, no 3, pp. 51–65. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-3-51-65
В настоящей статье анализируется роль современного шаманизма в процессе деколонизации городского пространства и основания новой этнической темпоральности. На протяжении последних 30 лет наблюдается качественно новое явление в бурятском шаманизме: городские шаманы, кроме стандартных практик (медиация между людьми и духами предков, духами – хозяевами местности и высшими божествами), начали выполнять новые функции. Через проведение шаманских ритуалов проводится медиация между относительно новым бурятским населением в городе и его историей, что позволяет утверждать о создании бурятских хронотопов, которые наполняют городское пространство новыми этническими смыслами, историческими нарративами и символикой, таким образом меняя временные рамки и идентичность города.
Трансформация городского пространства является одним из важнейших аспектов этнической активизации, которую следует рассматривать как комплекс практик, оперирующих на колониальном и советском прошлом. В результате буряты в постсоветском Улан-Удэ превращаются из чужаков в хозяев города.
Используя концепцию «права на город» Анри Лефевра и Дэвида Харви, мы делаем вывод, что сибирские народы приобретают свое право на город путем практики автохтонизации общественного пространства.
Особое внимание в статье уделено автохтонизации Улан-Удэ – явлению, которое возникло в результате массовой иммиграции бурят из сельской местности и кризиса советской модели урбанизации. Улан-Удэ (в прошлом Верхнеудинск), ставший в 1934 г. столицей Бурятской Автономной Советской Социалистической Республики, развивался и функционировал согласно модернистским (внеэтическим) советским паттернам: буряты (титульное население республики) составляли меньшинство и в городе, и в целой республике. В то же время демографическим большинством в Улан-Удэ были этнические русские, переселенные в Восточную Сибирь только в ХХ в. Дезинтеграция советской аграрной системы привела к массовой миграции бурят в город. Бурятские иммигранты обладали амбивалентным статусом: являясь представителями титульной нации, в русскоязычном постсоветском городе они воспринимаются зачастую как чужие, а горожане-старожилы (и русские, и буряты) стигматизируют иммигрантов словом «головары», в связи с чем освоить городское пространство и сделать его своим стали важнейшими задачами для десятков тысяч новых уланудинцев.