Система образования в России и образование России

  • Анатолий Александрович Овсянников

Abstract

Образование как система — это уникальный социальный институт, призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируя идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей. Образование, таким образом, — это система проектирования будущего. И в этой связи всегда важно определиться в вопросе: какого будущего? Здесь возможны две конструкции.
Первая. Конструкция будущего общества жестко очерчивается сегодня его идеологами. Составляется перечень норм, правил, установок, которым должны соответствовать люди этого общества. Система образования здесь является институтом по формированию людей этого будущего общества.
Вторая. Будущее общество конструируется социальной практикой самодеятельного и свободного народа. Система образования в этом случае является системой вариативного обучения, развивающего образования для жизни в неопределенном обществе, в котором надо отвечать и за себя, и за страну. Образование в таком обществе — это система снижения рисков неудач, неэффективных решений. Задача общества сводится к тому, чтобы последующие поколения были более образованными, чем предыдущие.
Если установка на приоритет развивающей и вариативной школы естественна для открытого общества, то для общества, стремящегося к открытости, это требует политической воли и жесткой программы действий. Системообразующей основой таких действий является модернизация системы образования. Обязательным условием такой модернизации должно быть наличие модели реформ как свидетельства понимания и системы, образования, и системы необходимых действий по ее реформированию. Отсутствие моделей реформ — это свидетельство отсутствия понимания их логики, целей и средств. Реформы без моделей — импровизации, игра «втемную», ставка на то, что «вдруг получится»... Не получилось...
Десятилетие реформ в России и ее системы образования — свидетельство тому. Система образования задавлена социальным окружением. Она теряет свою социообразующую роль. Она дрейфует, зажатая социальными льдинами, в направлении, никому не ведомом...

Downloads

Download data is not yet available.
Published
2010-12-31
How to Cite
ОвсянниковА. А. (2010). Система образования в России и образование России. Universe of Russia, 8(3), 73-132. Retrieved from https://mirros.hse.ru/article/view/5413
Section
Untitled section