Легитимация социального неравенства в советской идеологии сталинского периода
Аннотация
Вальдера Хиль Хуан Мигель – кандидат социологических наук, кафедра социологии, Гранадский университет. Адрес: Rector López Argüeta St., 18.071, Granada, Spain. E-mail: valgil@ugr.es
Предметом исследования данной статьи являются аспекты советской идеологии сталинского периода, связанные с социальным расслоением. Цель анализа — показать, какое влияние эта идеология оказывала на официальное отображение и легитимацию социальных неравенств, имевших место вследствие масштабных общественных перемен того времени: коллективизации сельского хозяйства, ускоренной индустриализации, централизованного планирования экономики и, в конечном счете, формирования новой социальной структуры. В настоящем исследовании мы применяем метод качественного анализа, разработанный испанским социологом Ф. Конде [Conde 2009].
В качестве материала для анализа мы взяли четыре статьи из «Краткого философского словаря» издания 1955 года под редакцией М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина [Розенталь, Юдин 1955], впервые изданного в 1939 г.: «Класс „в себе“ и класс „для себя“», «Классовая борьба», «Классы (общественные)» и «Классы в СССР». «Словарь» раскрывает официальное советское идеологическое мировоззрение, и анализ его статей поможет выявить процессы легитимации неравенства сталинского периода.
После качественного анализа четырех статей «Краткого философского словаря» мы пришли к выводу, что официальная советская идеология действительно стремилась оправдать существование социального неравенства (пусть и временного) тем, что объективные механизмы, создающие это неравенство, подчинены глобальной задаче по ликвидации сохраняющихся социальных различий в более отдаленном будущем. Она стремилась доказать, что постоянный рост производительных сил, обеспечиваемый политикой социалистического планирования, должен в конечном счете обеспечить техническую и экономическую базу для перехода к коммунизму. В свою очередь, для развития этих производительных сил была необходима система материальных стимулов, создаваемая неравным распределением товаров и услуг.