Цифровизация российской средней школы: отдача и факторы риска

  • Дмитрий Сергеевич Попов Институт социологии ФНИСЦ РАН
  • Анна Владимировна Стрельникова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Екатерина Александровна Григорьева Институт социологии ФНИСЦ РАН
Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация школы, средняя школа, профессия учителя, PISA, школьное образование, измерение компетенций

Аннотация

Цифровизация школ в восприятии людей зачастую связана лишь с техническим переоборудованием: с приобретением новых компьютерных средств или разработкой общешкольных онлайн-программных продуктов («порталов»). Однако техническая трансформация школы последних десятилетий предполагает весьма глубокие и серьезные изменения для профессии учителя и социальных отношений в школе. В статье на основе международных сравнительные данных программы PISA показано, что существующие цифровые школьные практики в европейских странах и в России не приводят к повышению измеренных компетенций учащихся в разных предметных областях. В литературе высказывается гипотеза, что расширенный доступ к цифровым устройствам (включая ноутбуки, планшеты, мобильные телефоны и т. д.) сам по себе не ведет к развитию и совершенствованию образовательной практики. В статье предложены результаты исследования российских учителей, направленного на изучение качественных характеристик цифровых изменений в школах. В исследовании выявляется отношение учителей к процессу цифровизации, оцениваются их существующие профессиональные практики, показаны опасения и ожидания от возможной институциональной трансформации и трансформации профессии учителя. Обнаружено, что цифровизация в российской школе направлена на поддержание и воспроизводство прежних доцифровых практик, а не на развитие новых.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Дмитрий Сергеевич Попов, Институт социологии ФНИСЦ РАН

Кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия, dmtrppv@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-5706-5452

Анна Владимировна Стрельникова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Кандидат социологических наук, доцент, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия, astrelnikova@hse.ru, https://orcid.org/0000-0003-1131-4358

Екатерина Александровна Григорьева, Институт социологии ФНИСЦ РАН

Младший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия, yreewda@gmail.com,
https://orcid.org/0000-0002-0313-3437

Опубликован
2022-04-24
Как цитировать
ПоповД. С., СтрельниковаА. В., & ГригорьеваЕ. А. (2022). Цифровизация российской средней школы: отдача и факторы риска. Мир России, 31(2), 26-50. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2022-31-2-26-50
Раздел
НОВЫЕ КОНТУРЫ РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ