Реформа аспирантуры в России в зеркале глобальных трендов

  • Алёна Игоревна Нефедова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Екатерина Львовна Дьяченко Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: аспирантура, научные организации, эффективность аспирантуры, реформа аспирантуры, подготовка аспирантов, аспирантура как третья ступень высшего образования

Аннотация

Цитирование: Нефедова А.И., Дьяченко Е.Л. (2019) Реформа аспирантуры в России в зеркале глобальных трендов // Мир России. Т. 28. № 4. С. 92–111. DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-4-92-111

С момента перехода аспирантуры в статус третьей ступени высшего образования прошло более шести лет. Изменения произошли не без трудностей во многом из-за сложившейся ранее советской системы подготовки научных кадров. Во-первых, обучение аспирантов велось в двух видах организаций, принципиально отличающихся друг от друга, – в вузах и научных институтах; а во-вторых, система подготовки функционировала отдельно от системы присуждения научных степеней. В настоящее время исследования о том, каковы были последствия реформы для научных организаций, в которых обучается около 10% всех российских аспирантов, практически отсутствуют. Данная работа призвана отчасти заполнить этот пробел. В качестве эмпирической базы исследования использовались количественные данные Росстата формы № 1-НК «Подготовка кадров высшей квалификации» с 2000 по 2018 год, а также материалы 52 глубинных интервью, проведенных с руководителями научных организаций в разных регионах России. Результаты показывают, что реформа, проводимая без учета специфики научных организаций, породила новые проблемы организационного, институционального и содержательного характера. При этом она не решила старых, среди которых чаще всего упоминаются низкий уровень подготовки и слабая академическая мотивация поступающих в аспирантуру, а также снижение общего количества абитуриентов. В последние годы в академическом сообществе не прекращалась активная дискуссия о том, какие дальнейшие преобразования аспирантуры необходимы, должны ли они быть возвратом к дореформенной модели или ориентированы на распространенные в мире практики. В данной статье рассматриваются три наиболее часто обсуждаемые направления изменений: создание разных моделей обучения в аспирантуре, увеличение срока подготовки и требование защиты диссертации, а также запуск грантовой поддержки талантливых аспирантов. Предлагаемые (и частично уже реализуемые) изменения анализируются с двух позиций: в контексте проведенных на эту тему российских исследований и с точки зрения глобальных трендов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Алёна Игоревна Нефедова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Кандидат социологических наук, научный сотрудник, Лаборатория экономики инноваций, доцент Департамента образовательных программ, Институт статистических исследований и экономики знаний, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: anefedova@hse.ru

Екатерина Львовна Дьяченко, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аналитик, Центр фундаментальных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: edyachenko@hse.ru

Опубликован
2019-09-27
Как цитировать
НефедоваА. И., & ДьяченкоЕ. Л. (2019). Реформа аспирантуры в России в зеркале глобальных трендов. Мир России, 28(4), 92-111. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2019-28-4-92-111
Раздел
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В НАЦИОНАЛЬНОМ И МИРОВОМ КОНТЕКСТАХ