Миграционные планы африканских студентов в России
Аннотация
Интернационализация высшего образования привела к росту миграции студентов с возможностью постоянного проживания в принимающей стране. Это явление связано со стремлением студентов переехать в другую страну и с уровнем социально-экономического развития принимающей страны. В настоящее время несколько стран конкурируют между собой за привлечение большого количества иностранных студентов, с одной стороны, для того чтобы после обучения они вернулись домой и применили полученные знания, а с другой – чтобы удержать их для преодоления дефицита рабочей силы и накопления человеческого капитала. Большинство исследований международной образовательной миграции сфокусировано на западных странах, таких как США, Великобритания и Австралия, из-за большого количества иностранных студентов, которых они принимают, и преимуществ английского языка. Несмотря на значительное количество исследований в области студенческой миграции, в литературе уделялось мало внимания миграции иностранных студентов в Россию, а редкие публикации, посвященные этой теме, были написаны в основном на русском языке. Иностранные студенты приезжали в Россию главным образом из стран ближнего зарубежья – Узбекистана, Украины, Таджикистана и других. До недавнего времени ученые не занимались углубленным анализом миграции африканских студентов в Россию по ряду причин, но главной из них была малочисленность этой группы.
Однако с 2000-х гг. поток студентов из Африки начал постепенно увеличиваться, и ситуация стала меняться. Данное исследование направлено на изучение миграционных планов африканских студентов после окончания учебы – остаться в России или переехать в другую страну. Для оценки факторов, связанных с этой миграцией, была разработана концептуальная схема. Данные собирались в ходе социологического опроса 385 студентов из 28 африканских стран. Были протестированы 13 переменных, в том числе пол, семейное положение, предыдущий (до приезда в Россию) уровень образования, знание иностранных языков, плата за обучение, трудности с получением вида на жительство, климатические условия, стоимость жилья, трудности интеграции в местное сообщество, текущая ступень образования, возраст и знание русского языка. Зависимой переменной выступило намерение африканских студентов остаться в России или переехать после окончания учебы. Для анализа взаимосвязи между социально-экономическим статусом студентов и их намерением остаться или переехать в другую страну использовалась логистическая регрессия. Основой для формулирования гипотез в данной работе, как и для интерпретации результатов, послужила push-pull теория миграции. Было установлено, что плата за обучение не оказывает влияния на решение студентов остаться в России или переехать в другую страну после окончания учебы. Другие переменные, такие как предыдущий уровень образования, текущая ступень обучения, трудности с получением вида на жительство, высокая стоимость жилья и возраст, также не влияют на принятие решения о миграции после окончания учебы. Результаты исследования расширяют представление о положении африканских студентов в России, демонстрируя, что наличие работы в принимающей стране и владение несколькими языками становятся наиболее важными факторами, определяющими миграционный отбор студентов: среди языков – это русский язык и один из международных языков. Предоставление иностранным студентам работы с частичной занятостью во время учебы в значительной мере может способствовать тому, чтобы они остались в России. Кроме того, принятию студентами решения остаться содействуют высокая степень их интеграции в местное общество и изучение русского языка. Особо обращает на себя внимание тот факт, что африканские студенты не жаловались
на суровый климат России.