Роль научной грамотности и представлений об ученых в доверии к науке и научным результатам
Аннотация
Развитие науки и технологий является одним из ключевых условий социально-экономического прогресса, вследствие чего возрастает и значимость доверия к науке. Оно играет важную роль в распространении знаний и принятии научных результатов, поддержке исследований. Доверие, как и наука, предстает многомерным явлением, что порой не принимается во внимание в дискуссиях о проблемах (не)доверия к науке в обществе. В рамках данного исследования предпринимается попытка эмпирической проверки различий в природе доверия к науке в целом (обобщенное доверие) и разным ее областям (специфическое доверие). Оценивается влияние четырех ключевых детерминант доверия к науке, которые выделяются в рамках программы исследования общественного восприятия науки, – воспринимаемая мотивация ученых, научная грамотность, восприятие выгод и рисков развития науки, культурная вовлеченность в науку. Связь этих факторов с доверием проверяется посредством бинарных логистических регрессий на основе данных Мониторинга инновационного поведения населения, проведенного в конце 2020 – начале 2021 годов. Главный вывод заключается в том, что доверие к науке в большей степени определяется социальными представлениями и установками, нежели научной грамотностью населения и его культурной вовлеченностью в науку, которые по-разному влияют на доверие к науке в целом и результатам, получаемым в разных областях.
