Будущая работа глазами студентов российских вузов: дифференциация образа работы в межрегиональной перспективе
Аннотация
Цель статьи – выявление представлений студентов бакалавриата о своей будущей работе и дифференциация этих представлений в зависимости от индивидуальных, институциональных и региональных характеристик. В статье используются данные опроса студентов российских вузов, который был выполнен в рамках проекта для Министерства науки и высшего образования РФ летом 2021 года. Выборка составила 14,8 тыс. студентов до 29 лет, очно обучающихся по программам бакалавриата в российских вузах. Результаты анализа данных демонстрируют отсутствие единого образа работы среди студентов и позволяют опровергнуть некоторые общепринятые суждения о предпочтениях в содержании и формате организации труда молодыми профессионалами. Вопреки первоначальным гипотезам, представители более молодого поколения оказываются менее инструментально и индивидуалистично ориентированными в сравнении с представителями поколения миллениалов; студенты STEM-специальностей, напротив, чаще соглашаются с восприятием работы «только лишь как средства заработка»; культурный капитал по отцовской, а не по материнской линии оказывает влияние на отношение к труду. Студенты с высоким уровнем материального и человеческого капитала с большей вероятностью ориентируются на традиционный, а не гибкий формат занятости и на классические, а не множественные карьерные траектории. Включение в анализ предикторов второго уровня позволяет сделать вывод, что в менее благополучных регионах студенты чаще ориентируются на предпринимательскую деятельность, а в регионах с более высоким уровнем безработицы вероятность восприятия работы в качестве первостепенной и готовность посвящать ей больше времени увеличиваются.