Higher Education Systems in Russia and Belarus: A Comparative Approach [Системы высшего образования в России и Беларуси: сравнительный подход]
Аннотация
Цитирование: Titarenko L. (2019) Higher Education Systems in Russia and Belarus: A Comparative Approach. Mir Rossii, vol. 28, no 4, pp. 112–127.
DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-4-112-127
Проблема модернизации высшего образования в России и Беларуси является по-прежнему актуальной, несмотря на многочисленные изменения, внесенные в системы высшего образования обеих стран в постсоветский период. Цель статьи – показать сходство и различия в практике развития систем высшего образования России и Беларуси. Анализ базируется на статистических материалах развития высшего образования двух стран, изучении литературы, эмпирических данных опросов студентов и материалах качественного исследования в Беларуси, проведенного методом глубинных экспертных интервью в 2018 г.
Отправной точкой высшего образования для обеих стран служила советская модель, но со временем каждая из них стала развивать это наследие по-своему. Несмотря на наличие общих черт в организации и управлении высшим образованием, в настоящее время эта сфера в Беларуси отличается более высокой централизацией управленческих решений и их реализации на практике, чем в России. Централизм находит выражение в большем единообразии образовательных программ, вузовской практики и в директивном принятии решений.
В статье показано, что в российском высшем образовании быстрее идет процесс регионализации, проявляющийся в активном привлечении иностранных студентов. В Беларуси подобные процессы имеют сходный вектор, однако идут присходят медленнее. Обе страны не желают отказываться от национальных
приоритетов при внедрении Болонских принципов, при этом уровень имплементации Болонских реформ в России выше. Независимо от изменений в архитектуре высшего образования, проблемы его качества и мотивации студентов остаются в повестке дня до сих пор.
Вполне очевидно, что белорусская модель централизации системы высшего образования несколько отличается от российской. Обе страны находятся в ситуации поиска ответов на глобальные вызовы, адаптированные к их национальным социально-экономическим и политическим условиям. Делается вывод, что Россия и Беларусь объективно заинтересованы в изменениях систем высшего образования, которые будут способствовать эффективному развитию этих стран.