Youth Policy Practice in Post-Soviet Russia and Belarus: Past and Present [Практика молодежной политики в Российской Федерации и Республике Беларусь после распада Советского Союза]

  • Kristina Silvan Университет Хельсинки
Ключевые слова: молодежная политика, молодежные организации, практика мо- лодежной политики, практика молодежной политики, Республика Беларусь, Российская Федерация, современная история

Аннотация

Кристина Силван – аспирант, Университет Хельсинки, Финляндия. Адрес: Snellmaninkatu 14 A, 00014, University of Helsinki, Helsinki, Finland. E-mail: kristiina.silvan@helsinki.fi

Цитирование: Silvan K. (2019) Youth Policy Practice in Post-Soviet Russia and Belarus: Past and Present. Mir Rossii, vol. 28, no 1, pp. 161–171. DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-1-161-171

В статье анализируются особенности молодежной политики в Российской Федерации и Республике Беларусь начиная с перестройки до настоящего времени;
рассматриваются сходства и различия, изменения и преемственность этого направления государственной стратегии в двух странах. Следует подчеркнуть, что
исследовательский интерес автора сосредоточен не на законодательной базе молодежной политики, а на ее конкретном воплощении в жизнь.

Применение теоретических рамок, описанных в зарубежной литературе, позволяет выяснить уникальность в проведении молодежной политики в России и Беларуси. Качественный анализ основан на выстроенных в хронологическом порядке триангулированных данных, взятых из исследовательских источников, статей в СМИ и интервью автора с молодыми людьми и представителями государственных органов, курирующими вопросы молодежной политики. Основное внимание уделяется мерам, которые принимаются правительствами России и Беларуси в сфере молодежной политики с целью мобилизации и консолидации молодежи. Необходимо оговориться, что шаги, предпринимаемые государствами для предотвращения и ограничения противозаконного поведения молодых людей (например, участия в антиправительственных митингах), в настоящем исследовании не рассматриваются.

В статье констатируется, что научную литературу, посвященную молодежной политике, можно разделить на две группы. В работах, основанных на традиционной парадигме, акцент делается на важности воспитания и решения проблем в молодежной сфере силами старшего поколения. Другой, более распространенный на сегодняшний день подход демонстрирует, что этот вектор государственного курса может стать эффективным только при условии включенности молодежи в разработку и реализацию молодежной политики.

Автор утверждает, что, несмотря на аналогичные для двух стран вызовы в области молодежной политики, в Российской Федерации и Республике Беларусь сложились различные схемы претворения в жизнь этого государственного курса. В Беларуси молодежная политика осуществляется в основном через образовательные учреждения и молодежную организацию «Белорусский республиканский союз молодежи», тогда как в России действуют более сложные механизмы: на увеличение вовлеченности молодежи нацелены и образовательные институты, и молодежные организации, и многочисленные форумы. В статье констатируется, что такая несхожесть практик в России и Беларуси не может быть объяснена ни особенностями исторического развития, ни разновекторностью в вызовах в сфере молодежной политики этих стран – она является результатом специфики представлений и предпочтений чиновников двух стран, в зону ответственности которых входит проведение государственного курса в сфере молодежной политики.

И все же, несмотря на выявленные различия, при сравнении с ситуацией в других государствах молодежная политика в России и в Беларуси характеризуется очевидным сходством: в обеих странах большое внимание уделяется воспитанию молодых людей, но при этом активную роль играет не сама молодежь, а представляющие ее организации, которые зачастую возглавляются представителями старшего поколения, что отвращает молодых людей от участия в мероприятиях и снижает эффективность молодежной политики. Более того, и в Российской Федерации, и в Республике Беларусь она касается в первую очередь небольшой группы молодых людей – так называемой будущей элиты.

В статье делается вывод о том, что для преодоления современных вызовов необходимы новые подходы к проведению молодежной политики, и в этой ситуации
изучение опыта молодежной политики в других странах может явиться хорошим источником для подобных инновационных идей. В целом основная задача молодежной политики – воспитание «идеальных граждан» – является универсальной, и заметные различия возникают только в сфере реализации.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Kristina Silvan, Университет Хельсинки

Аспирант, Университет Хельсинки, Финляндия. Адрес: Snellmaninkatu 14 A, 00014, University of Helsinki, Helsinki, Finland.

Опубликован
2019-02-17
Как цитировать
Silvan, K. (2019). Youth Policy Practice in Post-Soviet Russia and Belarus: Past and Present [Практика молодежной политики в Российской Федерации и Республике Беларусь после распада Советского Союза]. Мир России, 28(1), 161-171. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2019-28-1-161-171
Раздел
РОССИЯ КАК РЕАЛЬНОСТЬ