Teaching A Course on Corruption and Informality in Russia: An International Experience [Преподавание курсов на тему коррупции и неформальности в России:...]
Аннотация
Елена Денисова-Шмидт – доктор философских наук, научный сотрудник, Университет Санкт-Галлена, Швейцария; Центр по изучению международного высшего образования при Бостонском колледже, США. Адрес: University of St. Gallen, Gatterstr, 3, 9010 St. Gallen, Switzerland. E-mail: elena.denisova-schmidt@unisg.ch
Лена Николя-Крыжко – доктор философских наук, руководитель отдела по работе с деловыми партнерами, Сервисное обслуживание клиентов департамента «Мобильность», Сименс. Адрес: Siemens AG, Nuernberger Str. 74, 91052 Erlangen, Germany. E-mail: lena.nicolas-kryzhko@siemens.com
Цитирование: Denisova-Schmidt E., Nicolas-Kryzhko L. (2018) Teaching A Course on Corruption and Informality in Russia: An International Experience. Mir Rossii, vol. 27, no 4, pp. 129–140. DOI: 10.17323/1811-038X-2018-27-4-129-140
Изучению явления коррупции в рамках образовательного процесса в высшей школе до сих пор уделялось недостаточное внимание. Это связано с необычайной сложностью данного явления, которое можно трактовать и как «преступление», и как «культурную особенность» в зависимости от обстоятельств, а также исторических, социальных и культурных факторов определенной среды. Таким образом, изучать явление коррупции возможно лишь в разрезе исторических, политических
и культурных факторов, которые обусловили появление коррупции в данном контексте. На основе этих принципов был разработан семинар под названием «Коррупция и неформальные практики в России: прошлое и будущее». Этот семинар объединил различные подходы к изучению коррупции, а также интенсивное обсуждение предложенных литературных произведений, фильмов и реальных примеров из жизни. Таким образом, студенты были вовлечены в процесс активного анализа коррупционных ситуаций, самостоятельного поиска возможных решений и обсуждения их последствий. Позитивные отзывы участников семинара свидетельствуют об успехе данного подхода.
Коррупция в России имеет долгую историю. Еще Иван Грозный обратил внимание на это явление в Судебнике 1550 г., предусмотрев первые антикоррупционные меры. Позже Петр I и Екатерина II также проводили ряд реформ по борьбе с коррупцией, но система «кормления» породила злоупотребления и произвол местных властей, и такая практика глубоко укоренилась в российском обществе. Советская власть рассматривала коррупцию как «пережиток» царской власти, но тем не менее в одном из первых декретов от 8 мая 1918 г. упоминались и осуждались взятки. Однако и в ХХ веке мероприятия по борьбе с коррупцией не увенчались успехом: взятки, хоть и в другой форме, по-прежнему существовали. К тому же появилось и утвердилось такое явление, как «блат» – возможность получать дефицитные товары и услуги, используя знакомства и связи. Все это, безусловно, влияет и на сегодняшнюю ситуацию в стране, где то, что называется коррупцией
в западной терминологии, часто является единственным способом решения проблемы и не считается чем-то предосудительным.
Семинар «Коррупция и неформальные практики в России: прошлое и будущее» проводился в Университете Санкт-Галлена (Швейцария) для студентов-магистрантов в рамках программы по обучению культурной компетентности. В семинаре приняли участие около 40 студентов, работавших над выбранными темами в 10 группах. В первой половине занятия (45 минут) каждая из групп имела возможность представить свою тему и обсудить ее с другими студентами. Вторая половина отводилась на совместные обсуждения презентации, а также расширение темы и дополнение ее другими примерами. В семинаре использовались отрывки из художественной литературы, некоторые фильмы, научные пособия, законы, материалы международных организаций по борьбе с коррупцией, а также примеры из практики ведения бизнеса и повседневной жизни. В конце семинара проводился экзамен, состоявший на 70% из групповой работы по подготовке презентации (сама презентация и небольшая курсовая) и на 30% – из индивидуального письменного экзамена.
Этот семинар дал возможность студентам изучить различные формы коррупции, понять и проанализировать ее истоки, распространенность и принятие/неприятие в зависимости от контекста. Таким образом, студенты были подготовлены к возможным нестандартным ситуациям в международном бизнесе и к их решению на основе общепринятых норм и стандартов бизнес-этики.