Эмпирическое изучение базовых ценностей

  • Леонид Михайлович Смирнов
Ключевые слова: социальные ценности россиян, социальные ценности, социальные ценности в России

Аннотация

В практике эмпирического изучения базовых ценностей при всем разнообразии сложившихся методов исследователи большей частью ограничиваются одной размерностью — важности или значимости. Понимание логики ценностной регуляции активности и, соответственно, продвижение в эмпирическом исследовании требует выхода на другие размерности ценностей, например — совместность выбора, неосознаваемые основания принятия, механизмы активизации в конкретных ситуациях.
В работе изложены основные итоги объемного комплексного исследования, включая уточнение психосемантическим методом списка базовых ценностей и, впервые для полноты, получение тем же методом списка антипредпочтений, своего рода «тени». Обсуждаются только те результаты опросов о важности ценностей и неприятии «тени» (отдельно для себя, отдельно для страны), которые устойчиво воспроизводятся на всех четырех независимых выборках, репрезентативных населению Томской области (всего более 6000 человек).
Для выхода за пределы чистой феноменологии сознания и обращения к новым размерностям, универсалиям предложена проективная методика. На одной из упомянутых репрезентативных выборок в 1512 человек была показана неслучайность ассоциирования базовых ценностей и относительно универсальных графем. Эти данные позволили выделить среди базовых ценностей девять блоков, из которых только три, как оказалось, наглядно дифференцируют население.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2010-12-31
Как цитировать
СмирновЛ. М. (2010). Эмпирическое изучение базовых ценностей. Мир России, 11(1), 166-183. извлечено от https://mirros.hse.ru/article/view/5332
Раздел
Без рубрики