Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность
Аннотация
Данная статья является частью исследования повседневных практик и жизненных стратегий россиян в условиях формирующегося общества потребления. В центре статьи вопрос: в какой мере категория «общество потребления», сконструированная применительно к развитым странам Запада, применима как аналитический инструмент для анализа социокультурных процессов в современной России. Вначале рассматривается теоретическая модель общества потребления. Затем на материалах отечественной истории постсоветского периода показывается возникновение этого феномена в России. В отличие от высокоразвитых стран мира общество потребления формируется в нашей стране в виде оазисов в кризисном социальном пространстве. Лишь меньшинство населения имеет возможность жить в них. Большинство же находится в виртуальном обществе потребления, которое можно наблюдать с помощью телевидения, разнообразной рекламы, в магазинах и на улицах, к которому можно стремиться, но в которое нет шансов войти.