Гражданская идентичность эстонской и русской молодежи Эстонии через призму теленовостей
Аннотация
В данной статье рассматривается следующая проблема: насколько по-разному молодые люди, живущие в Эстонии, но принадлежащие к разным этнолингвистическим группам, воспринимают одни и те же культурные теленовости, как эти различия связаны с их национальной идентичностью и можно ли говорить о формировании у подростков – граждан Эстонской Республики – гражданской идентичности. Исследование носит экспериментальный характер и сделано на материале трех фокус-групп. Выявлено, что эстонские и русские подростки одинаково критично относятся к использованию истории политиками в своих интересах и тому, что СМИ могут способствовать увеличению конфликтности в обществе. Деятели и события эстонской культуры воспринимаются подростками из обеих этнических групп, как часть истории эстонцев, а не Эстонии как политической нации. Эстонская история воспринимается подростками, как принадлежащая эстонцам как этнической группе. В то же время русскоязычные подростки воспринимают как «свою» историю, которая предлагается им в семье и российскими телеканалами. В их «мы» важен территориальный и языковой элементы. Они знают эстонский язык и культуру и открыты к диалогу с эстонцами, но при условии признания и уважения их именно как русских в Эстонии. О формировании же общей гражданской идентичности говорить пока сложно.E-mail valeriajakobson@hotmail.com
Ключевые слова: эстонско-русские отношения; русскоязычное и эстонское население Эстонии; эстонские и русскоязычные СМИ в Эстонии; этническая разобщенность; отсутствие единого информационного поля