Проблемы бедности и доступа к образованию. Оценка ситуации в России и международный опыт
Аннотация
Косарецкий Сергей Геннадьевич — директор, Центр социально-экономического развития школы, НИУ ВШЭ. Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, д. 20. E-mail: skosaretski@hse.ru.
Пинская Марина Александровна — ведущий научный сотрудник, Центр социально-экономического развития школы, НИУ ВШЭ. Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, д. 20. E-mail: m-pinskaya@yandex.ru.
Груничева Ирина Геннадьевна — научный сотрудник, Центр социально-экономического развития школы, НИУ ВШЭ. Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, д. 20. E-mail: i.grunicheva@mail.ru.
Проблема бедности и ее связь с ограничениями доступа к образовательным услугам во всем мире признается одной из ключевых, в связи с чем и международными организациями, и правительствами стран предлагаются стратегии, направленные на решение данной проблемы. Актуальность проблемы очевидна и для России, а поиск конкретных путей ее решения требует раскрытия как специфических характеристик бедности в нашей стране, так и особенностей ситуации с доступностью образования. Общеизвестным является тот факт, что неравенство доходов остается очевидным индикатором неравенства возможностей, в том числе возможностей получения образования вообще и качественного образования в частности. По данным международных аналитических исследований, повышение качества и доступности услуг социальной сферы в целом и образования в частности признается как одна из ведущих мер, способствующих сокращению уровня бедности в России [Аналитическая записка Оксфам 2012]. Неравенство образовательных возможностей детей (и как следствие неравенство их жизненных шансов) является ключевым фокусом данной статьи. Материал подготовлен в рамках проекта «Генезис, современная ситуация и тенденции неравенства в общем образовании» Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.