Социально-экономическое положение семей и школа как конкурирующие факторы образовательных возможностей: ситуация в России
Аннотация
Уваров Алексей Германович — студент магистерской программы, факультет экономики, НИУ ВШЭ. Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: alexisouvarov@gmail.com.
Ястребов Гордей Александрович — старший преподаватель, кафедра экономической методологии и истории, НИУ ВШЭ. Адрес: 123022, Москва, Б. Трехсвятительский пер., 3. E-mail: gordey.yastrebov@gmail.com.
Статья посвящена проблеме образовательного неравенства в современной России. Взяв за основу материалы Мониторинга экономики образования, осуществляемого НИУ ВШЭ совместно с Левада-Центром, мы попытаемся оценить связь между успеваемостью российских школьников и социально-экономическим положением их родителей. Эта задача представляет особый интерес в свете изучения механизмов воспроизводства социального неравенства. Мы хотим понять, способствует ли российская система общего среднего
образования в ее нынешнем качестве выравниванию шансов детей на успешное освоение школьной программы и, наоборот, не происходит ли в ней (или помимо нее) накопление преимуществ, обусловленных социальным происхождением. Для решения этой исследовательской задачи мы строим двухуровневую регрессионную модель, где на первом уровне в качестве единиц наблюдения рассматриваются школьники и их семьи, а на втором — образовательные учреждения, в которых эти школьники обучаются. Результаты проведенного нами анализа свидетельствуют о том, что различия в успеваемости детей действительно отчасти связаны с различиями в социально-экономическом положении семей. В то же время они практически никак не связаны с характеристиками образовательных
учреждений. На фоне существенных различий между образовательными учреждениями в кадровом и материально-техническом обеспечении последнее обстоятельство можно рассматривать как свидетельство невысокой эффективности российской системы общего среднего образования в решении проблемы равенства шансов.