Образовательная политика России конца 1980-х — начала 2000-х годов: декларации и практическое влияние на неравенство в общем образовании
Аннотация
Косарецкий Сергей Геннадьевич — кандидат психологических наук, доцент, директор, Центр социально-экономического развития школы Института образования, НИУ ВШЭ. Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: skmsk@mail.ru
Груничева Ирина Геннадьевна — научный сотрудник, Центр социально-экономического развития школы Института образования, НИУ ВШЭ. Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: i.grunicheva@mail.ru
Гошин Михаил Евгеньевич — кандидат химических наук, аналитик, Центр социально-экономического развития школы Института образования, НИУ ВШЭ. Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: m.goshin@mail.ru
Для обсуждения предлагаются результаты исследования образовательной политики России конца 1980-х — начала 2000-х годов в связи с появившимися тенденциями образовательного неравенства в области общего образования. С использованием статистического анализа данных об образовательных организациях, контент-анализа документов, посредством изучения законодательства и материалов экспертных интервью показано, что декларируемый на протяжении всего рассматриваемого периода курс государственной политики на всеобщее равенство образовательных возможностей на практике не был подкреплен ни законодательно, ни организационно. В то же время реализованные элементы либерального и неолиберального подходов стимулировали рост образовательного неравенства (касательно дифференциации школ по уровню ресурсного обеспечения и качеству образовательных результатов). При этом на характер проведения и практический эффект их реализации заметное воздействие оказали экономические и социальные условия в постсоветской России, что определило специфику российского кейса проведения неолиберальных реформ в общем образовании и их влияния на образовательное неравенство.