Этничность как социальный ресурс и барьер (на примере этнических общин Краснодарского края)
Аннотация
Ксения Сергеевна Григорьева – кандидат социологических наук, научный сотрудник, Институт социологии РАН. Адрес: 117218, Москва, ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5. E-mail: ksenia_grig@mail.ru
Цель настоящей статьи состоит в анализе различных стратегий использования этнично сти и выявлении факторов, обусловливающих выбор той или иной стратегии этнически ми общинами Краснодарского края. В статье рассматриваются процессы превращения этнической принадлежности в социальный барьер и ресурс, дискурсы, способствующие получению преимуществ представителями одних этнических общин перед другими, прак тики этнопротекционизма и этнолоббирования, а также отказ от данных практик в пользу слияния с этническим большинством, влияние политического контекста на выбор тех или иных стратегий представителями этнических общин. Для осмысления механизмов превращения этнической принадлежности в социаль ный ресурс послужила предложенная Пьером Бурдье теория капиталов. Используются понятия социального, экономического, политического, символического капитала и конвер тации капиталов. Эмпирической базой являются результаты исследования «Прогнозное моделирование межэтнических отношений в российских регионах (на основе анализа идентификацион ных стратегий диаспорных/земляческих групп)». Материалы исследования в Краснодар ском крае включали 9 фокус-групп с представителями армянской, адыгской, украинской, греческой, татарской, чеченской, дагестанской, таджикской и узбекской общин, а также 12 экспертных интервью. В качестве экспертов выступали авторитетные представи тели этнических общин: общественные, религиозные деятели и предприниматели соот ветствующих национальностей.