Превращения интернационализма: Декады национального искусства и парадоксы советской культурной политики
Аннотация
В центре внимания статьи – Декады национального искусства, регулярно проводившиеся в СССР с середины 1930-х до конца 1950-х годов. Авторы предлагают проанализировать феномен Декад в контексте политико-идеологического сдвига, произошедшего во второй половине 1930-х годов. Речь идет о вытеснении интернационалистской (и в известной мере космополитической) оптики изоляционистской, воинствующе этатистской.
Однако, поскольку интернационализм оставался базовым элементом легитимации режима, он не был отброшен, а перенаправлен внутрь. Его главным адресатом отныне выступали не трудящиеся классы за пределами СССР, а народы Советского Союза. В результате ключевым понятием в системе самопонимания и самопрезентации государства стала «дружба народов», а одной из ее важнейших манифестаций – Декады национального искусства и литературы. Авторы полагают, что феномен Декад требует более точной настройки исследовательской оптики, чем та, которую способны обеспечить распространенные объяснительные модели (модернизация и постколониальные исследования). Несмотря на автократический характер политического режима, коммуникация между властью в Москве и художественной интеллигенцией на местах не являлась односторонней: в союзных и автономных республиках Декады воспринимались сквозь призму открывающихся возможностей культивировать свою национальную самобытность и предъявить эту самобытность огромной аудитории. Кроме того, разделявшийся и принципалом, и агентами примордиалистский культ аутентичности («подлинной народности») оставлял культурным деятелям из нерусских регионов достаточно широкое пространство маневра. Это способствовало формированию субъектности национальных республик и вело к их конституированию в качестве автономных этнокультурных единиц.
