Цифровая грамотность российских музейных работников в условиях пандемии COVID-19

  • Сергей Геннадьевич Давыдов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: цифровая грамотность, цифровые компетенции, пандемия, COVID-19, музейные работники, социальные ограничения, самоизоляция

Аннотация

Социальные процессы, связанные с цифровизацией и медиатизацией различных видов деятельности, протекают в социальных группах неравномерно. В статье приводятся результаты исследования цифровой грамотности российских музейных работников, полученные в рамках общероссийского онлайн-опроса. Исследование было реализовано весной 2020 года в период действия социальных ограничений, связанных с пандемией COVID-19, что позволило также рассмотреть особенности адаптации сотрудников российских музеев к неожиданным изменениям условий труда.
Рассмотрены функциональная структура музейной деятельности, отношение музейного сообщества к цифровым IT-системам и уровень владения различными цифровыми компетенциям. В качестве данных для сравнительного анализа использованы результаты общероссийского телефонного опроса, проведенного компаниями ВЦИОМ и «Социал Бизнес Групп». Результаты исследования позволяют сделать вывод о высоком технологическом оптимизме рассматриваемого профессионального сообщества и наличии консенсуса, связанного с принятием происходящей IT-модернизации, глубоком проникновении цифровых систем в повседневную практическую деятельность музейного работника. К числу наиболее распространенных и активно используемых систем относятся музейные сайты, корпоративные сервисы электронной почты и профили в социальных сетях. Озабоченность участников исследования связана с цифровой безопасностью цифровых систем и способностью обеспечить долговременную сохранность культурных ценностей. Проведенная оценка уровня цифровых компетенций показывает, что из 17 предложенных позиций всего одна получила низкую оценку (монтаж цифрового видео), еще три  – оценку ниже среднего (цифровая видеосъемка, работа с антивирусами и другими средствами защиты информации, установка и настройка программного обеспечения). Кроме того, значения полученных оценок выше по сравнению с полученными на общероссийской выборке в целом, а также среди всех взрослых россиян с высшим образованием. Адаптация музейных сотрудников к условиям самоизоляции в условиях пандемии COVID-19 рассматривается как травматичный опыт. В связи с необходимостью оперативного перехода на работу из дома отсутствовала возможность системной подготовки к изменившимся условиям как в части развития инфраструктуры, так и приобретения дополнительных цифровых навыков. Выявлены три типа факторов, затруднивших респондентам удаленную работу – технические, организационные и связанные с необходимостью доступа к музейным фондам и/или помещениям. В то же время участники исследования позитивно оценивали новые возможности дистанционной организации музейного труда.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Сергей Геннадьевич Давыдов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Кандидат философских наук, доцент, Департамент социологии; старший научный сотрудник, Международная лаборатория исследований социальной интеграции, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, sdavydov@hse.ru

Опубликован
2025-02-15
Как цитировать
ДавыдовС. Г. (2025). Цифровая грамотность российских музейных работников в условиях пандемии COVID-19. Мир России, 34(1), 82-105. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2025-34-1-82-105
Раздел
РОССИЯ КАК РЕАЛЬНОСТЬ