«Хочу я этого, не хочу – я сибиряк»: прошлое и настоящее сибирской идентичности
Аннотация
В статье на основе социально-конструктивистского подхода исследуются прошлое и настоящее сибирской региональной идентичности. Для анализа выделяются три ключевых составляющих идентичности – территориальная самоидентификация, общие мифы локальной исторической памяти, общие культурные практики. Выдвигается гипотеза, что сибирская региональная идентичность в ретроспективе и в современных практиках символического оформления претендовала и претендует на статус этноса или нации, и по этой причине к ней могут быть применены критерии анализа, которые современная наука использует в случае любых других социальных сообществ, признанных этносами или нациями. Материалами исследования служат контент-анализ медиа, данные архивов, материалы личного происхождения (дневники, воспоминания и прочее), данные исторических и социологических исследований, а также авторское исследование, проведенное методом удаленных фокус-групп в девяти городах Урала и Сибири. На основе этих данных делается вывод, что сибирская идентичность не может претендовать на квазиэтнический или квазинациональный статус. Современная территориальная идентичность «сибиряков» имеет в основном условный характер. Мифологию локальной исторической памяти можно оценить как производную от общенационального исторического нарратива. Общие культурные практики представляют собой набор автостереотипов внешнего происхождения, критический анализ которых указывает на их несостоятельность. Однако, несмотря на размытый характер основного массива специфических макрорегиональных идентификационных практик, само наличие этих практик является заметным явлением для сибиряков. Существование значимого для локального сообщества набора символов при определенных условиях может служить конституирующим основанием для появления сибирской этнической (национальной) идентичности.