Противоречивая роль государства и агентность пожилых в продлении занятости старшего поколения: реконструкция экспертных представлений

  • Оксана Анатольевна Парфенова Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН
  • Ирина Сергеевна Петухова Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН
Ключевые слова: отложенное старение, продленная занятость, социальное исключение, трудовая занятость пожилых, экспертные представления, политики занятости

Аннотация

Статья посвящена реконструкции и анализу экспертных представлений о занятости пожилых в контексте отложенного старения и социальной включенности. На материалах интервью с экспертами, работающими с пожилыми людьми в различных сферах (от органов государственной власти и центров занятости до некоммерческих организаций (НКО), социальных служб и гериатрических центров), мы реконструировали и проанализировали представления о занятости в возрасте 60+. Трудовая занятость в старшем возрасте однозначно расценивается экспертами как положительное явление, если речь не идет о тяжелом физическом труде. Основными агентами в формировании траектории продленной занятости эксперты считают самих пожилых, работодателей и государство. Роль наиболее активного агента отводится пожилым, которым приписываются необходимость иметь желание и возможность работать, заявлять о своих потребностях, регулярно повышать свою квалификацию. Потенциальные траектории продленной занятости в возрасте 60+ разнообразны и помимо очевидного продолжения работы на привычном месте могут включать переквалификацию/«вторую карьеру», в том числе с уходом в онлайн-занятость; развитие имеющегося опыта до экспертного уровня; дауншифтинг и неоплачиваемую занятость (например, волонтерскую деятельность). Законодательство о самозанятых позволяет более гибко планировать профессиональную траекторию. Работодатели, по мнению экспертов, могли бы активнее развивать институт наставничества, вовлекая в него пожилых и делая условия труда более инклюзивными путем введения гибких графиков для работников 60+. Самые противоречивые оценки достались государству: с одной стороны, от него «мало что зависит», пожилые «должны сами быть активнее», но  с  другой стороны, именно государство является агентом, задающим и структурирующим политики занятости в том числе в контексте возрастных границ, поэтому принизить его роль и  значимость невозможно. В качестве основных мер государственной политики занятости эксперты называют как проектные и точечные – проект «Демография», поддержка некоторых инициатив НКО, но их эффективность вызывает сомнение и требует отдельного изучения, так и более системные – закон о самозанятости и пенсионная реформа. Непосредственно повышение пенсионного возраста эксперты оценивают негативно, рассматривая его в первую очередь не как возможность продлить занятость, а как лишение пожилых людей материального ресурса. Наряду с этим, существующие государственные институты, работающие с пожилыми, в том числе прямо или косвенно затрагивающие продление занятости, определяются как недостаточно эффективные и слабо ориентированные на потребности рынка труда и самих пожилых. На сегодняшний день роль государства в продлении занятости весьма противоречива в связи с негативно воспринятым повышением пенсионного возраста, в результате которого «полупенсионер/полуработник» вынужден фактически в одиночку выстраивать свою профессиональную траекторию. Тем не менее эксперты позитивно оценивают закон о самозанятости, позволяющий в том числе и пожилым оформлять этот статус для гибких форматов трудоустройства. В целом, государство должно гораздо активнее продвигать разнообразные политики занятости пожилых, создавая работающую инфраструктуру для переобучения и обеспечивая соответствующий законодательный базис для работодателей и старших работников, мультиплицировать лучшие практики НКО. Для  этого необходимо плотное взаимодействие с работодателями, пожилыми и НКО с  целью учета интересов всех участников, но это взаимодействие отсутствует наряду с  комплексной политикой по продлению занятости как таковой.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Оксана Анатольевна Парфенова, Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН

Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия, Oparfenova2023@yandex.ru

Ирина Сергеевна Петухова, Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН

Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия, irini-prz@yandex.ru

Опубликован
2024-06-08
Как цитировать
ПарфеноваО. А., & ПетуховаИ. С. (2024). Противоречивая роль государства и агентность пожилых в продлении занятости старшего поколения: реконструкция экспертных представлений. Мир России, 33(3), 51-74. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2024-33-3-51-74
Раздел
ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО