Российское образование: востребованность среди выпускников монгольских школ

  • Тимур Баторович Бадмацыренов Бурятский государственный университет
  • Алдар Валерьевич Дамдинов Бурятский государственный университет
  • Цэвээн Цэцэнбилэг Институт философии Монгольской академии наук
  • Дамдин Доржиевич Бадараев Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук
Ключевые слова: российское образование, образовательные стратегии, региональный вуз, монгольские школьники, Монголия, Республика Бурятия

Аннотация

Образование занимает особое место во внешнеполитической практике России среди инструментов гуманитарного влияния, направленных на формирование на международной арене привлекательного образа государства. Основная цель представленной статьи – раскрыть ресурсные аспекты экспорта российских образовательных услуг, в частности, рассмотреть внешний потенциал системы образования Республики Бурятия, граничащей с Монголией. Исследование направлено на выявление основных характеристик спроса старшеклассников Монголии на образовательные услуги российских вузов. Актуальность этой темы определяется устойчивостью российско-монгольских отношений в течение длительного времени, которые характеризовались тесными экономическими, военно-политическими, культурными и иными связями. После отхода от  социалистической модели в 1990-е гг. на современном этапе монгольское направление становится все более актуальным для российской внешней политики. Вместе с тем привлекательность российского образования существенно снизилась и «возвращение» России в Монголию сталкивается с конкуренцией со стороны других образовательных систем. Для выравнивания ситуации требуются проведение информационной работы на всех уровнях, увеличение образовательных квот, повышение стипендии, улучшение качества языковой подготовки, рекламирование русского языка не только в столице, но и в отдаленных местностях и т. д. Несмотря на сложившуюся непростую ситуацию по востребованности российского образования в Монголии, многолетние исследования фонда «Сант Марал» показывают, что Россия лидирует в общественном мнении монгольского общества как лучший партнер. Социологическое исследование, проведенное в Монголии в мае – июне 2023 г., было посвящено проблеме востребованности российского образования среди выпускников средних школ. Задачи исследования – рассмотрение наиболее характерных особенностей образовательных стратегий монгольских старшеклассников, выявление их отношения к российской системе профессионального образования. Особое внимание в исследовании уделяется анализу данных официальной статистики в соотнесении с эмпирическими данными авторов. Согласно исследованию, налицо низкая информированность школьников Монголии о программах Россотрудничества в области экспорта российского образования, о вузах приграничных регионов. Исследованием подтверждается низкий статус русского языка в Монголии, но в то же время населению очень близки российская культура и менталитет. Возникает необходимость создания межвузовских кампусов на приграничных территориях для экспорта российского образования. Полученные результаты позволяют определить тенденции дальнейшего изменения отношения подрастающего поколения монголов к российской системе образования, что может послужить основой для определения сценариев прогнозного развития социально-гуманитарных связей между Россией и Монголией в условиях глобальных изменений.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Тимур Баторович Бадмацыренов, Бурятский государственный университет

Доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой политологии и социологии, Институт истории и филологии, Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова, Улан-Удэ, Россия, batorovitch@mail.ru

Алдар Валерьевич Дамдинов, Бурятский государственный университет

Кандидат исторических наук, ректор, Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова, Улан-Удэ, Россия, adamdinov@gmail.com

Цэвээн Цэцэнбилэг, Институт философии Монгольской академии наук

Кандидат социологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела социологии, Институт философии Монгольской академии наук; доцент, Институт иностранных языков, Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы, Улан-Батор, Монголия, tsetsenbilegts@gmail.com

Дамдин Доржиевич Бадараев, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук

Доктор социологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, Улан-Удэ, Россия, damdin80@mail.ru

Опубликован
2024-04-05
Как цитировать
БадмацыреновТ. Б., ДамдиновА. В., ЦэцэнбилэгЦ., & БадараевД. Д. (2024). Российское образование: востребованность среди выпускников монгольских школ. Мир России, 33(2), 163-182. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2024-33-2-163-182
Раздел
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В НАЦИОНАЛЬНОМ И МИРОВОМ КОНТЕКСТАХ