Рабочая нагрузка учителя в постпандемический период

  • Наталья Владимировна Колесник Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН
  • Сания Исааковна Бояркина Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Ключевые слова: рабочая нагрузка, образование, педагог, учитель, рабочее время, школа, стресс, выгорание, труд, профессиональное развитие

Аннотация

В статье представлены результаты анализа рабочей нагрузки школьного педагога в  постпандемический период. В ходе исследования авторы выявили самооценку региональных педагогов их рабочей нагрузки и ее структуры, объема и видов обязательной и  избыточной работы. Были определены причины распространения сложившегося режима работы в профессиональной среде педагогов, который влечет не только возможную неудовлетворенность трудом, но и профессиональный стресс. Особое внимание уделено основным дискуссионным точкам по проблеме рабочей нагрузки педагога и тому, как она влияет на его профессиональное самочувствие. Эмпирическим основанием послужили данные анкетного опроса и контент-анализа по исследуемой проблеме. В опросе приняло участие 3588 педагогов из 100 государственных и муниципальных школ в 15 российских регионах; проанализирована лингвистическая база из 3827 элементов. В ходе исследования выявлено, что у опрошенных педагогов устойчиво сохраняется режим работы «всегда на связи», для которого характерны стирание четких границ между учебной и рабочей нагрузкой, обязательными и не обязательными видами работы. Это означает, что как в  прошлом, так и сейчас сельские и городские, молодые и опытные учителя испытывают дискомфорт в части рабочей нагрузки и большого объема работ. Зачастую именно избыточное участие в (не)цифровых коммуникациях приводит к росту рабочей нагрузки, физическому и психологическому переутомлению учителей.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Наталья Владимировна Колесник, Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН

Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия, n.kolesnik@socinst.ru

Сания Исааковна Бояркина, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Кандидат социологических наук, доцент, Высшая школа медиакоммуникаций и связей с общественностью, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; старший научный сотрудник, Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия, boyarkina_si@spbstu.ru,

Опубликован
2024-04-05
Как цитировать
КолесникН. В., & БояркинаС. И. (2024). Рабочая нагрузка учителя в постпандемический период . Мир России, 33(2), 32-55. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2024-33-2-32-55
Раздел
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ТРУДА