Как выглядит и меняется картина мира российских студентов? Тематическое моделирование текстов художественной литературы

  • Анна Васильевна Мальцева Санкт-Петербургский государственный университет
  • Наталья Егоровна Шилкина Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: вероятностное тематическое моделирование, социология студенчества, картина мира, интерсубъективность, художественная литература, дореволюционное студенчество, советское студенчество, постсоветское студенчество, университет

Аннотация

Картина мира российского студента, его специфические черты и динамика отражены в художественной литературе разных лет. Актуальная проблематика студенческой жизни, опосредованная мировоззрением современников и отраженная в тексте, позволяет увидеть место и роль студенчества в обществе, с другой стороны, – современные ему ценности, социальные ожидания. Художественная литература, обращаясь к актуальным ситуациям и выводя в качестве основных персонажей студентов, фиксирует ключевые социальные черты студенческой молодежи прошлых десятилетий, позволяя узнать о ее жизни и роли в обществе то, что нам сегодня недоступно в силу дефицита, а иногда и полного отсутствия ретроспективных социологических данных. Анализ проведен на основании вероятностного тематического моделирования текстов художественных произведений русскоязычных авторов конца XIX – начала XXI вв. (Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, Н.Г. Гарина-Михайловского, А.И. Куприна, В.В. Вересаева, В.А. Каверина, Ю.В. Трифонова, В.Д. Осипова, Ю.М. Полякова, А.В. Иванова; А.А. Десна, Т.Ю. Соломатиной и П.В. Санаева), отобранных по критериям жанра, времени написания, языка и сюжета. Исследование выбранных текстов дало возможность выявить динамику описания студенческой молодежи в социальных контекстах. Показаны некоторые объективно изменяемые и, наоборот, устойчивые компоненты картины мира студенчества разных лет. Картина мира рассматривалась многокомпонентно; ключевыми компонентами стали фигуры – центральные образы; фон – время, пространство; интенции – эмоции, мировоззрение, ценности, оценки. Методологическим основанием исследования картины мира выбраны понятия «интерсубъективность» Э. Гуссерля и «символический интеракционизм» Г. Блумера.
Определены интерсубъективные черты картины мира студенчества разных исторических периодов – дореволюционного, в котором социальный статус студента и университетские интеракции являлись гарантией будущего благополучия; советского студенчества, где университет – это среда творчества, товарищества и личностного развития; позднесоветского студенчества, где университет – это научное интерактивное сообщество; а также постсоветского студенчества, где университет – среда, формирующая социальные связи. Получены интересные данные о символике цвета, речи, предметов быта, социального окружения и знаковых для студенчества фигур из числа выдающихся людей и художественных героев. Зафиксированы речевые символы высокой изменчивости родственных и  дружеских отношений, настроения, средового пространства, а также оценок и  ценностных суждений. Сделан вывод о ключевой роли неформальных университетских интеракций в формировании студенческой картины мира.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Анна Васильевна Мальцева, Санкт-Петербургский государственный университет

Доктор социологических наук, доцент кафедры социального анализа и математических методов в социальных науках, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, a.maltseva@spbu.ru

Наталья Егоровна Шилкина , Санкт-Петербургский государственный университет

Доктор социологических наук, доцент кафедры социологии молодежи и молодежной политики, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, n.shilkina@spbu.ru

Опубликован
2023-08-12
Как цитировать
МальцеваА. В., & Шилкина Н. Е. (2023). Как выглядит и меняется картина мира российских студентов? Тематическое моделирование текстов художественной литературы. Мир России, 32(4), 160-177. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2023-32-4-160-177
Раздел
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ