Высшее образование в России: элитное vs элитарное?

  • Ольга Викторовна Крыштановская Российский государственный гуманитарный университет
  • Иван Андреевич Лавров Российский государственный гуманитарный университет
Ключевые слова: высшее образование, политическая элита, элитное образование, элитарное образование, социальные лифты, социальная мобильность, образовательные траектории

Аннотация

Образование – это один из фундаментальных факторов вертикальной мобильности. В  связи с этим анализ образовательных траекторий российских политиков представляется необходимым шагом к осмыслению элитогенеза, поскольку от качества подготовки управленцев зависит дальнейшее государственное развитие, а также в значительной мере характер общественного отношения к истэблишменту. В статье операционализируются и сопоставляются элитное образование в России и элитарное – то, которое получала действующая политическая элита. Для определения элитного образования в России были использованы ведущие на 2022 г. зарубежные рэнкинги вузов (THE, ARWU) и российские рейтинги (RAEX, Табитуриент). В случае с выявлением элитарного образования в России мы провели биографический анализ на основе материалов многолетнего мониторинга российской элиты. Были изучены образовательные траектории 885 человек, занимающих руководящие по сты в органах исполнительной, законодательной и судебной власти на 1 января 2023 г. По результатам исследования мы пришли к выводу, что в России элитное образование отнюдь не равно элитарному, и в стране еще не сформировалась устойчивая система университетов, отличающихся первоклассной подготовкой кадров и готовящих будущую элиту. Государство пока предпочитает иные, не меритократические, механизмы воспроизводства правящего класса. К особенностям образовательных стратегий российской политической элиты мы можем причислить, во-первых, неоднородность образовательных траекторий между бюрократией и электократией, что может свидетельствовать о неравноценности исполнительной и законодательной ветвей власти, где первая превалирует, а вторая играет подчиненную роль. Во-вторых, особую важность имеет получение второго высшего образования по специализированным программам подготовки в РАНХиГС при Президенте  РФ, которое становится пропуском на высокие должностные позиции. В-третьих, следует отметить существенную роль военных и специальных вузов и училищ при кооптации в политическую элиту. И, в-четвертых, необходимо учитывать высокую значимость патрон-клиентских отношений, которые формируются уже в университетской среде.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Ольга Викторовна Крыштановская, Российский государственный гуманитарный университет

Доктор социологических наук, директор, Научный центр цифровой социологии «Ядов-центр», Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, olgakrysht@yandex.ru

Иван Андреевич Лавров , Российский государственный гуманитарный университет

Заместитель директора, Научный центр цифровой социологии «Ядов-центр», Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, lavrov.sociology@gmail.com

Опубликован
2023-08-12
Как цитировать
КрыштановскаяО. В., & Лавров И. А. (2023). Высшее образование в России: элитное vs элитарное?. Мир России, 32(4), 138-159. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2023-32-4-138-159
Раздел
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ