Высшее образование в России: элитное vs элитарное?
Аннотация
Образование – это один из фундаментальных факторов вертикальной мобильности. В связи с этим анализ образовательных траекторий российских политиков представляется необходимым шагом к осмыслению элитогенеза, поскольку от качества подготовки управленцев зависит дальнейшее государственное развитие, а также в значительной мере характер общественного отношения к истэблишменту. В статье операционализируются и сопоставляются элитное образование в России и элитарное – то, которое получала действующая политическая элита. Для определения элитного образования в России были использованы ведущие на 2022 г. зарубежные рэнкинги вузов (THE, ARWU) и российские рейтинги (RAEX, Табитуриент). В случае с выявлением элитарного образования в России мы провели биографический анализ на основе материалов многолетнего мониторинга российской элиты. Были изучены образовательные траектории 885 человек, занимающих руководящие по сты в органах исполнительной, законодательной и судебной власти на 1 января 2023 г. По результатам исследования мы пришли к выводу, что в России элитное образование отнюдь не равно элитарному, и в стране еще не сформировалась устойчивая система университетов, отличающихся первоклассной подготовкой кадров и готовящих будущую элиту. Государство пока предпочитает иные, не меритократические, механизмы воспроизводства правящего класса. К особенностям образовательных стратегий российской политической элиты мы можем причислить, во-первых, неоднородность образовательных траекторий между бюрократией и электократией, что может свидетельствовать о неравноценности исполнительной и законодательной ветвей власти, где первая превалирует, а вторая играет подчиненную роль. Во-вторых, особую важность имеет получение второго высшего образования по специализированным программам подготовки в РАНХиГС при Президенте РФ, которое становится пропуском на высокие должностные позиции. В-третьих, следует отметить существенную роль военных и специальных вузов и училищ при кооптации в политическую элиту. И, в-четвертых, необходимо учитывать высокую значимость патрон-клиентских отношений, которые формируются уже в университетской среде.