Обретение «дома»? Дифференциация внутри миграционного потока как фактор, определяющий формирование идентичности мигрантов из Центральной Азии на Дальнем Востоке России
Аннотация
В статье предпринимается попытка проанализировать проблему миграции в Россию изнутри, прорваться через сформировавшийся и во властном дискурсе, и в дискурсе общественном образ мигранта-гастарбайтера. Для решения этой проблемы авторы сосредоточиваются на особенностях социальной идентификации мигрантов из Центральной Азии на Дальнем Востоке России. Выбор региона исследования связан с тем, что сам Дальний Восток формировался как регион мигрантов, соответственно, в данном случае не представитель принимающего сообщества (с самых различных идеологических позиций), но мигрант или потомок мигрантов изучает миграцию. Тем самым оказывается возможным обрести пограничную позицию, позволяющую видеть и принимающее сообщество, составленное из «следов» миграционных потоков, и сами миграционные потоки, устремившиеся сегодня в регион. Выбор мигрантов-выходцев из новых стран Центральной Азии связан с тем, что именно этот поток относительно массовым стал только в последние десятилетия. Процессы трансформации идентичности (или отсутствия такой
трансформации) для участников этого потока могут быть прослежены едва ли не в режиме реального времени. На основе собранного эмпирического материала (неформализованные интервью и наблюдение в Хабаровске, Владивостоке и Биробиджане) в статье выстраивается шкала, задаваемая, с одной стороны, стремлением максимально адаптироваться к новому пространству, с другой – сохранить значимые элементы этнокультурной идентификации, связанные с «точкой исхода». Указывается положение различных групп на этой шкале; выявляются и анализируются факторы, детерминирующие стремление войти в новое сообщество или сохранить прежнюю идентичность; описываются роль этнической общины в этом процессе, а также значение особенностей «точки исхода» (столичный город/сельское поселение), участие/неучастие в государственных программах по переселению. В статье также дается описание «ядра» этнической общины, выделяется особое значение трансмигрантов в осуществлении ею своей деятельности, анализируется особенность их социальной идентификации между «точкой исхода и прибытия».