Компенсаторная функция религиозных институтов в институциональной матрице общества

  • Павел Александрович Барахвостов Белорусский государственный экономический университет
Ключевые слова: институциональная среда, институциональная матрица, рыночные институты, редистрибутивные институты, сектантство, религия

Аннотация


Целью настоящей работы является доказательство гипотезы об имманентной компенсаторной природе религиозных институтов в социокультурной системе. Методологическую основу исследования составляет неоинституциональный подход, дополненный теорией институциональных матриц. Исследование показало, что религиозные институты в структурном отношении могут быть представлены как динамичное сочетание институциональных форм Х- и Y-типа. На протяжении истории их соотношение меняется: при смещении институциональных балансов в экономической или политической сферах в пользу излишнего доминирования институтов Х-матрицы религиозные институты усиливают в своей структуре формы, характерные для Y-матрицы, и наоборот. Вывод продемонстрирован российским и зарубежным опытом в эволюции религиозных институциональных форм. В допетровский период на Руси имело место доминирование религиозных институтов Y-типа, что проявлялось в децентрализации православной церкви, существовании вкладов и вкупов при поступлении в монастырь, отсутствии монашеских орденов с их жесткой системой управления. Тем самым религиозные институты компенсировали высокоцентрализованный характер русского общества, где доминировали институты Х-матрицы. Петровская реформа, направленная на перестройку религиозной жизни по западному образцу, деформировала компенсаторную функцию религии. Возникший социальный религиозный протест против «централизованного православия» вылился в распространение секты хлыстов, в экономическом, политическом и идеологическом отношении представлявшей собой организацию с доминированием Y-институциональных форм. В западноевропейских обществах с доминированием институтов Y-типа католическая церковь с ее жесткой иерархией и дисциплиной изначально обладала характеристиками, присущими социокультурным институтам Х-типа. Однако чрезмерное укрепление последних стимулировало появление религиозного движения катаризма (и его ветви – альбигойцев), обладавшего признаками институциональных форм Y-типа. С разложением феодализма и усилением централизации (укреплением политических институтов Х-типа) жесткая структура католической церкви ослабла и трансформировалась по Y-типу, что привело к появлению янсенизма, призывающего к укреплению институциональных форм X-типа в организации религиозной жизни. Таким образом, показано, что религиозные институты выполняют необходимую для устойчивого развития общества компенсаторную функцию, направленную на сглаживание возникающих институциональных дисбалансов.

 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Павел Александрович Барахвостов, Белорусский государственный экономический университет

Кандидат политических наук, доцент, кафедра политологии, Белорусский государственный экономический университет, Минск, Республика Беларусь, barakhvostov@yandex.by,

Опубликован
2023-08-12
Как цитировать
БарахвостовП. А. Б. (2023). Компенсаторная функция религиозных институтов в институциональной матрице общества. Мир России, 32(4), 56-70. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2023-32-4-56-70
Раздел
РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО В ХХI CТОЛЕТИИ