Компенсаторная функция религиозных институтов в институциональной матрице общества
Аннотация
Целью настоящей работы является доказательство гипотезы об имманентной компенсаторной природе религиозных институтов в социокультурной системе. Методологическую основу исследования составляет неоинституциональный подход, дополненный теорией институциональных матриц. Исследование показало, что религиозные институты в структурном отношении могут быть представлены как динамичное сочетание институциональных форм Х- и Y-типа. На протяжении истории их соотношение меняется: при смещении институциональных балансов в экономической или политической сферах в пользу излишнего доминирования институтов Х-матрицы религиозные институты усиливают в своей структуре формы, характерные для Y-матрицы, и наоборот. Вывод продемонстрирован российским и зарубежным опытом в эволюции религиозных институциональных форм. В допетровский период на Руси имело место доминирование религиозных институтов Y-типа, что проявлялось в децентрализации православной церкви, существовании вкладов и вкупов при поступлении в монастырь, отсутствии монашеских орденов с их жесткой системой управления. Тем самым религиозные институты компенсировали высокоцентрализованный характер русского общества, где доминировали институты Х-матрицы. Петровская реформа, направленная на перестройку религиозной жизни по западному образцу, деформировала компенсаторную функцию религии. Возникший социальный религиозный протест против «централизованного православия» вылился в распространение секты хлыстов, в экономическом, политическом и идеологическом отношении представлявшей собой организацию с доминированием Y-институциональных форм. В западноевропейских обществах с доминированием институтов Y-типа католическая церковь с ее жесткой иерархией и дисциплиной изначально обладала характеристиками, присущими социокультурным институтам Х-типа. Однако чрезмерное укрепление последних стимулировало появление религиозного движения катаризма (и его ветви – альбигойцев), обладавшего признаками институциональных форм Y-типа. С разложением феодализма и усилением централизации (укреплением политических институтов Х-типа) жесткая структура католической церкви ослабла и трансформировалась по Y-типу, что привело к появлению янсенизма, призывающего к укреплению институциональных форм X-типа в организации религиозной жизни. Таким образом, показано, что религиозные институты выполняют необходимую для устойчивого развития общества компенсаторную функцию, направленную на сглаживание возникающих институциональных дисбалансов.