Гендерный аспект цифрового неравенства в России: результаты эмпирического анализа
Аннотация
Изучая цифровое неравенство с позиции трехуровневой модели цифровизации, исследователи выделяют такие аспекты, как доступ к Интернету, навыки и возможности (выгоды) от использования. Проанализированные автором исследования за 2000–2022 года свидетельствуют, что проблема неравенства в доступе к Интернету среди мужчин и женщин была решена только в США и странах Скандинавии (Исландии, Норвегии, Швеции, Дании). Она все еще остается актуальной в странах Латинской Америки, Африки, в Иордании, Индии, Турции, России, Венгрии, Болгарии и других государствах. Большинство исследований, включающих изучение цифровых навыков в гендерном аспекте, были проведены в 2000-е годы и зачастую включали нерепрезентативные данные. В ракурсе навыков пользования Интернетом основной вывод заключается в том, что мужчины являются более уверенными Интернет-пользователями в вопросах веб-навигации. Неравенство выгод от использования Интернета становится самым сложным для операционализации уровнем цифрового неравенства. Зачастую исследователи анализировали только разницу целей использования Интернета среди мужчин и женщин, однако не обсуждали вопрос, каким образом это различие определяет различные жизненные возможности (выгоды). Эмпирическую базу составляют количественное исследование проекта РНФ «Новые социальные неравенства в эпоху цифровизации» (2022 г.); онлайн-панель. Выборка содержит 5133 респондента, данные репрезентативны по России. В качестве ограничений исследования отмечается отсутствие возможности анализа оценок респондентов, не имеющих доступа к Интернету. Изучение данных учитывает расширенный спектр современных гаджетов, используемых для доступа в Интернет. В результате проведенного исследования выявлена дифференциация в навыках и целях от использования Интернета между мужчинами и женщинами. Среди мужчин больше распространены навыки, связанные с техническим сопровождением компьютеров, а женщины чаще погружены в дискуссии на форумах. Таким образом, дифференциация касается навыков, которые стереотипно считаются «мужскими» и «женскими».