Установки родителей и учителей к инклюзивному образованию в России и Казахстане: сравнительный анализ

  • Бибигуль Сансызбаевна Искакова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Дарья Игоревна Присяжнюк Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Ирина Казбековна Зангиева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: инклюзивное образование, установки, учителя, родители, дети с особыми образовательными потребностями, дети с ограниченными возможностями здоровья, Россия, Казахстан

Аннотация

В статье сравниваются установки учителей и родителей, касающиеся инклюзивного образования в России и Казахстане. Показано, что родители и учителя являются важными акторами школьной инклюзии, имеющими решающее значение в продвижении инклюзивного образования. В статье фокус смещается с изучения факторов, способствующих позитивным или негативным позициям в отношении школьной инклюзии, которые традиционно исследуются учеными, на изучение самих установок – многокомпонентных и  иерархических. На материалах массового опроса родителей и учителей в России и Казахстане с помощью факторного анализа выявлялась структура искомых установок, а при помощи непараметрического дисперсионного анализа Краскела-Уоллиса сравнивалась их выраженность в этих странах. Исследование данных показывает, что установки педагогов и родителей в отношении инклюзивного образования не имеют существенных различий, что можно объяснить общим советским наследием в области социальной политики, схожей нормативно-правовой базой инклюзивного образования в двух странах.
При определении с помощью кластерного анализа типов родительских и учительских установок России и Казахстана нами было выявлено несколько важных различий, обусловленных, вероятно, разными временными рамками перехода к инклюзии. В целом, у родителей в обеих странах заметна тревожность относительно обучения их ребенка в инклюзивной школе, но особенно опасения более выражены у родителей из Казахстана, где учителя чаще российских коллег транслируют неуверенность по поводу процесса инклюзивного обучения и готовности к инклюзии. В России установки как родителей, так и учителей более радикальны: здесь больше и доля активно поддерживающих инклюзивное образование, и число тех, кто имеет негативные установки и не поддерживает совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями и типичных детей.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Бибигуль Сансызбаевна Искакова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Магистрант, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, bsiskakova@edu.hse.ru

Дарья Игоревна Присяжнюк, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Международная лаборатория исследований социальной интеграции, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, dprisyazhnyuk@hse.ru

Ирина Казбековна Зангиева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Кандидат социологических наук, доцент, кафедра методов сбора и анализа социологической информации, факультет социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, izangieva@hse.ru

Опубликован
2023-03-22
Как цитировать
ИскаковаБ. С., ПрисяжнюкД. И., & ЗангиеваИ. К. (2023). Установки родителей и учителей к инклюзивному образованию в России и Казахстане: сравнительный анализ. Мир России, 32(2), 30-51. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2023-32-2-30-51
Раздел
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ