Художественные ремесла в эпоху технической воспроизводимости: случай русской дымковской игрушки
Аннотация
На примере дымковских глиняных игрушек, которые собирал Вальтер Беньямин, прослеживается история одного из художественных ремесел доиндустриального, индустриального, промышленного советского и постсоветского периода в России. Эта история позволяет показать, как индустриальное общество, массовая культура и мировой рынок создают условия для создания местных традиций и местных творческих индустрий.
В контексте советской истории даже М.А. Горький, ведущий идеолог советского искусства 1930-х годов и сторонник индустриальной идеологии в области изготовления игрушек, выступал против кустарного производства, а именно против дымковской игрушки. Однако, несмотря на все эти негативные моменты, в советский индустриальный период промысел дымковской игрушки пережил возрождение и масштабное расширение. Случай с дымковской игрушкой также опровергает классический тезис В. Беньямина о «технической воспроизводимости» как о неизбежной судьбе искусства и ремесел в массовом индустриальном обществе модерна.