Образовательная миграция в регионах ресурсного типа

  • Маргарита Владимировна Курбатова Сибирский федеральный университет
  • Инна Вениаминовна Донова Кемеровский государственный университет
  • Елена Анатольевна Кранзеева Кемеровский государственный университет
  • Мария Геннадьевна Леухова Кемеровский государственный университет
Ключевые слова: образовательная миграция, регионы ресурсного типа, рынки труда, высшее образование, региональное развитие, миграционные стратегии домохозяйств

Аннотация

В статье рассматривается образовательная миграция в регионах ресурсного типа при переходе «школа – вуз»; выделены и охарактеризованы ее структурные и субъектные факторы. Важнейшим структурным фактором образовательной миграции являются ресурсно-отраслевые характеристики регионов, особенности их рынков труда. Показано, что потоки общей и образовательной миграции из регионов ресурсного типа выше, чем в среднем по регионам и по нересурсным регионам. Это сопровождается ухудшающим отбором человеческого капитала, оттоком выпускников с более высокими образовательными результатами и социально-экономическим статусом семей. Данные регионы в экономике России становятся поставщиками не только природных и финансовых ресурсов, но и человеческого капитала, наблюдается «западный дрейф» образовательной миграции, усиливающий общий миграционный поток в западном направлении. Другим структурным фактором формирования потоков образовательной миграции является институциональный дизайн системы высшего образования, сложившийся в результате реформ, направленных на повышение ее отраслевой эффективности. Соответствующие институциональные новации (введение ЕГЭ, новых механизмов выделения контрольных цифр приема, показателей оценки эффективности деятельности вузов) в целом ухудшили положение систем высшего образования регионов ресурсного типа, прежде всего по характеристикам доступности. Исключения наблюдаются в традиционных университетских центрах (Томск, Казань, Самара). В целом сформированная сеть вузов и распределение контрольных цифр приема определили отток человеческого капитала из регионов ресурсного типа. В статье дана характеристика формирования новых миграционных стратегий домохозяйств, при которых переход «школа – вуз» рассматривается как «судьбоносный момент», к которому готовятся заранее, а окончание школы становится толчком для миграции всей семьи (одновременной или растянутой во времени). Более подробно структурные факторы образовательной миграции описаны на примере Кемеровской области – Кузбасса. Приведены данные об оттоке из области стобалльников и результаты глубинного интервью с родителями выпускников одного из образцовых образовательных учреждений Кузбасса. Выявлено, что образовательная миграция при переходе «школа – вуз» – семейное решение не только потому, что опирается на личные предпочтения, интеллектуальные возможности ребенка и ресурсы семей, но и потому, что основывается на долгосрочных семейных планах, связанных с мобильностью (территориальной, профессиональной). Таким образом, происходит отток не только выпускников школ, но и их семей. Регион теряет и потенциальных специалистов, и действующих высококвалифицированных работников, и предпринимателей. Показано, что наблюдаемые в регионах ресурсного типа процессы образовательной миграции при переходе «школа – вуз» могут иметь долговременные последствия, связанные с формированием кумулятивной связи образовательной миграции и регионального развития. Это требует изменений в проводимой социальной-экономической и образовательной политике как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Маргарита Владимировна Курбатова, Сибирский федеральный университет

Доктор экономических наук, главный научный сотрудник научно-учебной лаборатории экономики природных ресурсов и окружающей среды ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», Красноярск, Россия, kurbatova-07@mail.ru

Инна Вениаминовна Донова, Кемеровский государственный университет

Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента им. И.П. Поварича, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», Кемерово, Россия, idonova@gmail.com

Елена Анатольевна Кранзеева, Кемеровский государственный университет

Кандидат социологических наук, заведующий кафедрой социологических наук, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», Кемерово, Россия, elkranzeeva@mail.ru

Мария Геннадьевна Леухова, Кемеровский государственный университет

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», Кемерово, Россия, leukhova@kemsu.ru

Опубликован
2022-02-26
Как цитировать
КурбатоваМ. В., ДоноваИ. В., КранзееваЕ. А., & ЛеуховаМ. Г. (2022). Образовательная миграция в регионах ресурсного типа. Мир России, 31(1), 91-112. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2022-31-1-91-112
Раздел
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ