Наукометрические показатели в оценке российских университетов: обзор исследований
Аннотация
В российской науке количественные показатели применяются для решения многих управленческих задач. По мере широкого внедрения показателей исследователи стали анализировать большие массивы публикаций с тем, чтобы оценить эффекты от их применения. В этой статье анализируется: а) для решения каких задач вводились метрики, б) какие изменения они обусловили в университетском найме и продвижении, в) какие стратегии публикационного роста оказались доминирующими. Обзор эмпирических исследований позволяет не только задокументировать рост научной результативности российских университетов, но также выявить основные стратегии этого роста – увеличение коллабораций, включая множественные аффилиации, и статьи в хищнических журналах. В статье перечисляются лакуны, которые могут стать фокусом внимания исследователей. Количественные данные будут полезны не только для оценки результативности, но и для понимания изменений во внутренних процессах университетов. Фокус только на цифрах о научной результативности не вполне достаточен, чтобы ответить на вопрос, произошла ли трансформация академических организаций. Другое возможное направление – применение продвинутых инструментов анализа цитатных данных с тем, чтобы более точно интерпретировать обнаруженные паттерны. Наконец, гораздо меньше известно об эффектах применения показателей за пределами оценки университетов, так как исследователи в основном анализируют результативность Проекта 5-100.