Субъекты квазипубличного взаимодействия в регионе ресурсного типа: взгляд изнутри
Аннотация
В представленной статье на основе материалов глубинного интервью и анкетного опроса дана характеристика субъектов и практик политико-экономического взаимодействия в Кузбассе как в регионе ресурсного типа. В роли таких субъектов выступают представители региональной администрации и ресурсных компаний. Сравнительные преимущества представленного исследования заключаются именно во взгляде изнутри на данный региональный кейс, состоящий в том, что исследователи сами были погружены в реалии экономики и общества Кемеровской области. Это означает, что они занимались решением специфической именно для социологии задачи теоретизации обыденного. Решение этой задачи предполагает использование исследовательской стратегии обоснованной теории, предполагающей выбор моделей и инструментов, соответствующих особенностям объекта исследования. Выбранная методология исследования позволила описать сложившиеся в Кузбассе практики квазипубличного взаимодействия, которые характеризуются следующими чертами. Представители региональной власти и ресурсных компаний позиционируют себя как субъекты, действующие в интересах всего населения региона. При этом они монополизируют функции формулирования и реализации общественных целей развития, заявляя о том, что только они обладают необходимой для этого информацией и возможностями. В рамках такого подхода население практически исключается из числа активных субъектов политико-экономического и социального взаимодействия. В свою очередь представители властных структур и ресурсных компаний на неформальном уровне совместно реализуют как экономические, так и политико-административные функции. Власть привлекает предпринимателей к реализации своих политико-административных функций, включая финансирование производства общественных благ, различного рода социальных и инфраструктурных проектов и т. д. Предприниматели соглашаются на это, понимая, что без прямой поддержки власти ведение сколько-нибудь серьезного бизнеса невозможно. При этом все участники политико-экономического взаимодействия: политические руководители, профессиональные государственные служащие, собственники и менеджеры ресурсных компаний – ведут себя не в соответствии со своими формальными социальными ролями, а как персоны, включенные в закрытую вертикальную социальную сеть.