Российское высшее образование: ответы на вызовы времени в области подготовки молодых ученых и удержания персонала

  • Elena Denisova-Schmidt Университет Санкт-Галлена
Ключевые слова: академическая профессия, институциональная коррупция, реформы, Россия, университеты

Аннотация

Российская система высшего образования, возможно, в большей степени, чем другие академические системы в мире, сталкивается с современными вызовами, такими как усиление конкуренции между образовательными учреждениями, интернационализация, ограничение академической свободы, неравенство в области доступности образования, массовизация вплоть до универсализации, а также академическое мошенничество. Как университетам удается готовить кадры для академической среды, а затем привлекать и удерживать таланты в таких сложных условиях? Для того чтобы ответить на этот вопрос, в статье анализируются два блока крупномасштабных мер, принятых в России в последнее время: 1) связанные с аспирантурой, написанием и защитой кандидатских диссертаций, а также реформой последипломного образования (= подготовка молодых ученых); 2) направленные на повышение зарплат преподавателей и заключение эффективных контрактов (= удержание персонала). Для анализа выбран теоретический подход институциональной коррупции (калька с английского institutional corruption). Это не совсем совпадает с тем, что называется институциональной коррупцией в российской литературе. Возможно, здесь термин «коррупция» является даже лишним, потому что речь идет в первую очередь о зависимости институтов, акторов друг от друга при принятии решений. Иногда эта зависимость может быть легальной, но не всегда этичной. Например, американский депутат получает свой мандат; его кампанию спонсировала автомобильная промышленность, и вдруг он начинает активно участвовать в принятии новых законов, в которых заинтересована автомобильная отрасль. Что это? Отрабатывание денег, договоренностей? Или он действительно эксперт в этой области? Или другой пример: многие американские ученые работают в университетах, но не получают зарплату от своих работодателей; вместо этого их должности часто финансируются внешними государственными или частными организациями. Этот тип зависимости может повлиять на их исследования и другие обязательства, связанные с академическим сообществом. Например, ученый, оценивающий эффективность лекарства, не сможет критиковать новый продукт, разработанный его спонсором – фармацевтической компанией. Эта ситуация в свою очередь влияет на доверие общества к услугам и продуктам, которые рекомендуются или дискредитируются наукой. Такая же зависимость существует и в российской научной и образовательной среде между научными руководителями и аспирантами: наряду с общими научными интересами и желанием изменить мир к лучшему могут присутствовать и более прагматичные интересы (например, научному руководителю для продвижения по карьерной лестнице требуется определенное количество успешно защитившихся аспирантов, а аспиранту нужно получить отсрочку от армии). Эффективные контракты с педагогическими работниками, с одной стороны, действительно стимулируют и поощряют преподавателей, с другой, ставят их, а также сами вузы в зависимое положение. Основным критерием становится выполнение плана, а то, каким образом будут достигнуты необходимые показатели, оказывается вторичным. В связи с этим не следует удивляться высокому росту хищнических журналов и публикаций, а также игре в статистику.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Elena Denisova-Schmidt, Университет Санкт-Галлена

Доктор философских наук, научный сотрудник, Университет Санкт-Галлена, Швейцария; Центр по изучению международного высшего образования при Бостонском колледже, США. Адрес: University
of St. Gallen (HSG), Müller-Friedberg-Strasse 6−8, 9000, St. Gallen, Switzerland. E-mail: elena.denisova-schmidt@unisg.ch

Опубликован
2021-06-26
Как цитировать
Denisova-SchmidtE. (2021). Российское высшее образование: ответы на вызовы времени в области подготовки молодых ученых и удержания персонала. Мир России, 30(3), 174-187. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2021-30-3-174-187
Раздел
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ