Гендерное равенство как фактор профессиональной карьеры в сфере науки и технологий
Аннотация
В статье рассматриваются характеристики профессиональных карьер в сфере науки и технологий с позиций гендерного равенства и справедливости в занятости. Анализ опирается на подходы к исследованиям карьер в этой сфере, фокусирующиеся на структурных условиях и контекстах формирования карьер. Одним из факторов этих условий становятся современные программы и инициативы в сфере науки и технологий, учитывающие гендерное равенство в профессиональной карьере на международном уровне и на уровне национальных государств (анализируются данные до марта 2020 г.). В этой связи привлекаются подходы, обосновывающие гендерную справедливость (capabilities approach), вопросы так называемой позитивной дискриминации в отношении занятости и профессионального продвижения в этой сфере. Анализируются аспекты организации научной карьеры, которые в биографических нарративах ученых осознаются и переосмысливаются как проявления гендерного неравенства под влиянием опыта знакомства с программами в рамках политики гендерного равенства в научной деятельности. Эмпирической базой анализа, позволяющей понять влияние и оценки этих программ, являются нарративно-биографические полуструктурированные интервью с учеными естественно-научных дисциплин (N=40, 2018–2019 гг.). Оценки проявлений гендерного неравенства касаются трудоустройства, распределения ролей в коллективе в соответствии с неформальными нормами, сочетания профессиональных и семейных ролей. Анализ позволяет заключить, что в отношении гендерного неравенства в сфере занятости в науке, проявления которого часто остаются незамеченными, актуальным становится формирование возможностей их осознания и оценки самими учеными, регулируемое инструментами научной политики. В то же время институциональная поддержка гендерного равенства должна происходить во взаимосвязи с поддержкой статуса и перспектив российской науки в целом.