Переход образовательных общностей от неуспешности к успешности в процессе трансфера их человеческого капитала

  • Гарольд Ефимович Зборовский Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
  • Полина Анатольевна Амбарова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Ключевые слова: образовательные общности, человеческий капитал образовательных общностей, трансфер человеческого капитала, образовательная успешность, образовательная неуспешность, возможности преодоления образовательной неуспешности

Аннотация

В статье раскрывается одна из наиболее острых проблем российского образования – усиление образовательной неуспешности школьников, студентов СПО и вузов. На концептуальном уровне доказывается, что преодоление неуспешности образовательных общностей необходимо осуществлять посредством обогащения их человеческого капитала в системе образования. Цель статьи состоит в социологическом анализе возможностей перехода неуспешных образовательных общностей к успешности в процессе трансфера их человеческого капитала. Представлена авторская интерпретация понятий образовательной неуспешности, человеческого капитала образовательных общностей и его структуры, трансфера человеческого капитала в сфере образования. Теоретические положения концепции были реализованы в ходе эмпирического исследования, осуществленного в конце 2019 – начале 2020 гг. По результатам исследования были сформулированы основные направления трансформации образования, обеспечивающие возможности преодоления образовательной неуспешности и переоткрытия человеческого капитала образовательных общностей. Характеризуются такие направления, как: (1) изменение нормативной модели образовательной (не)успешности и согласование представлений о ней у ключевых субъектов образования; (2) трансформация образовательной политики в отношении неуспешных образовательных общностей; (3) совершенствование образовательной среды учебных заведений; (4) разработка социальных технологий образовательного сопровождения и повышения качества человеческого капитала неуспешных учащихся и студентов. Практическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости разработки государственной стратегии равной поддержки всех групп успешной и неуспешной учащейся молодежи.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Гарольд Ефимович Зборовский, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор-исследователь, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Адрес: 620002, Екатеринбург, ул.  Мира, д. 19. E-mail: garoldzborovsky@gmail.com

Полина Анатольевна Амбарова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Доктор социологических наук, профессор, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Адрес: 620002, Екатеринбург, ул. Мира, д. 19. E-mail: borges75@mail.ru

 

Опубликован
2021-03-06
Как цитировать
Зборовский, Г. Е., & Амбарова, П. А. (2021). Переход образовательных общностей от неуспешности к успешности в процессе трансфера их человеческого капитала. Мир России, 30(1), 88-110. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2021-30-1-88-110
Раздел
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В НАЦИОНАЛЬНОМ И МИРОВОМ КОНТЕКСТАХ