Конец академической профессии в России?

  • Елена Викторовна Денисова-Шмидт Университет Санкт-Галлена
Ключевые слова: академическая профессия, академическая свобода, университет, студенты, Россия

Аннотация

Цитирование: Denisova-Schmidt E. (2020) The End of the Academic Profession in Russia? Mir Rossii, vol. 29, no 3, pp. 86–95. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-3-86-95

В статье поднимается вопрос о привлекательности академической профессии в  современной России. Бумажная волокита, «необучаемые» студенты, ущемление академической свободы, несоответствующие монетарные стимулы – все это не способствует интеллектуальной, творческой и преподавательской деятельности, особенно в массовых университетах. Статья построена как размышление над открытым письмом Веры Афанасьевой, профессора кафедры философии и  методологии науки философского факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, как ответ О.Ю.  Васильевой, на тот момент министру образования и науки РФ. Это письмо, в  котором автор выделяет основные проблемы российского образования: тотальная нищета, бумажная паранойя и канцелярская шизофрения, патологическая ложь, псевдология и мифомания, девальвация знания, душевное нездоровье, – вызвало большой резонанс в академической среде, а также ряд проверок со стороны правоохранительных органов. Является ли сложившаяся ситуация уникальной и  только российской проблемой?

Академическая профессия становится менее привлекательной и в других странах. Так, например, в США, по данным Американской ассоциации университетских профессоров (AAUP), только 27% профессорско-преподавательского состава вузов страны работают на постоянной основе, остальные (73%!) – по временным контрактам, которые не всегда предполагают пролонгацию. Более того, во многих американских вузах зарплата выплачивается только за учебный год, т.е. только за девять календарных месяцев, поэтому многие сотрудники высшей школы вынуждены искать дополнительный заработок в летнее время. Согласно некоторым исследованиям, многие преподаватели, работающие на неполную ставку, часто вынуждены обращаться за материальной помощью к государству; 7% семей таких сотрудников получают талоны на питание. В других странах (например, в Великобритании) уже много лет наблюдается рост депрессий и других психических заболеваний среди сотрудников вузов. Конкуренция, постоянный прессинг, связанный с необходимостью публиковаться как можно больше и к тому же в высокорейтинговых журналах вкупе со смутными перспективами карьерного роста являются основными катализаторами душевной нестабильности преподавателей и исследователей в вузах Великобритании. Перечень проблем может быть продолжен с кейсами и в других странах. Но несмотря на то, что академическая профессия находится в кризисе во многих странах мира, российский контекст и сама практика являются более яркими: здесь преподаватель может быть наказан даже за «внеурочную деятельность» студента, будь то протест в виде танцев в общежитии либо участие в митингах.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Елена Викторовна Денисова-Шмидт, Университет Санкт-Галлена

Доктор философских наук, научный сотрудник, Университет Санкт-Галлена, Швейцария; Центр по изучению международного высшего образования при Бостонском колледже, США. Адрес: University of St.Gallen (HSG), Müller-Friedberg-Strasse 6-8, 9000, St. Gallen, Switzerland. E-mail: elena.denisova-schmidt@unisg.ch

Опубликован
2020-06-24
Как цитировать
Денисова-ШмидтЕ. В. (2020). Конец академической профессии в России?. Мир России, 29(3), 86-95. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2020-29-3-86-95
Раздел
РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ: ПУТИ РАЗВИТИЯ