Конкурс «Великие имена России» в российских республиках: этнический дискурс политики идентичности

  • Мария Викторовна Назукина Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук
Ключевые слова: идентичность, региональная идентичность, политика идентичности, этничность, конкурс, культурные герои, дискурс, республика

Аннотация

Цитирование: Назукина М.В. (2020) Конкурс «Великие имена России» в российских республиках: этнический дискурс политики идентичности // Мир России. Т. 29. № 1. С. 132–152. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-1-132-152

В статье анализируется актуализация этнического дискурса в ходе конкурса «Великие имена России» в шести республиках Российской Федерации. Данный конкурс рассматривается как инструмент политики идентичности по выбору ключевого культурного героя регионов, репрезентирующего их уникальность и идентичность. Материалами для анализа послужил мониторинг СМИ и блогов через систему «Медиалогия», веб-страницы городов-участников конкурса на официальном сайте проекта (шорт- и лонг-листы, презентационные статьи о номинантах), материалы и комментарии в группах конкурса в социальных сетях, на форумах, а также экспертные оценки. Акцентирование этнического дискурса на уровне контент-анализа было связано с выявлением материалов, содержащих этнонимы «титульных этнических групп» республик. Проведенный анализ дискурса под углом зрения этничности позволил выявить несколько моделей: низкая степень значимости/актуализации этничности (Чебоксары, Сыктывкар); средняя степень значимости/актуализации этничности (Казань, Якутск, Нижнекамск); высокая степень значимости/актуализации этничности (Горно-Алтайск, Уфа). В качестве индикаторов использовались следующие показатели: наличие и победа кандидатов от «титульной этнической группы», присутствие этнического дискурса в поле публичной политики (участие этнических организаций и политиков в продвижении кандидатов), конфликт в ходе конкурса или по его итогам по причине победы/проигрыша кандидатов с титульной этничностью. Была выявлена закономерность в победе в конкурсе героев республик представителей титульной группы, которые отстаивали свое преференциальное право на символическую политику в республике. Доказано, что усиление дихотомии «свой-чужой» с использованием этничности и ее политизация усиливают конфликтный характер этнического дискурса.

 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Мария Викторовна Назукина , Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук

Кандидат политических наук, научный сотрудник, ФГБУН «Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук»; доцент, кафедра политических наук, ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет». Адрес: 614990, Пермь, ул. Ленина, д. 13а. E-mail: nazukina@mail.ru Цитирование

Опубликован
2020-02-15
Как цитировать
Назукина , М. В. (2020). Конкурс «Великие имена России» в российских республиках: этнический дискурс политики идентичности. Мир России, 29(1), 132-152. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2020-29-1-132-152
Раздел
РОССИЯ КАК РЕАЛЬНОСТЬ