Экологически осознанное потребление в период кризиса: социальный портрет отказывающихся от покупки по экологическим причинам в России
Аннотация
В фокусе исследования находится экологически осознанное потребление, отражающее комплекс ценностей, установок и практик бережного и ответственного отношения к окружающей среде. Мы отталкиваемся от того факта, что даже во времена кризиса, который характеризуется социальными потрясениями, падением душевого дохода и ростом неопределенности, находятся люди, которые проявляют ответственность по отношению к окружающей среде в своем повседневном потребительском поведении. На основе данных репрезентативного опроса населения России, проведенного в НИУ ВШЭ в рамках проекта «Мониторинг экономического поведения домохозяйств» в 2023 году, с помощью логистической регрессии был выявлен социальный портрет экологически осознанного потребителя во времена кризиса на примере отказа от покупки товаров по экологическим причинам. Регрессионный анализ показал, что экологически осознанное потребление в форме бойкотов в большей степени распространено среди женщин, людей молодого и среднего возраста, индивидов, оценивающих свой субъективный уровень благополучия как низкий, не имеющих собственного жилья, не проживающих в Москве и Санкт-Петербурге, а также потребителей новостей, связанных с экологией и изменением климата. В исследовании делается предположение, что кризис можно рассматривать как возможность для будущего перехода к экологически осознанному потреблению, поскольку он побуждает людей искать новые способы удовлетворения своих потребностей. Результаты могут быть академически и практически полезны для определения социального потенциала экологически осознанного потребительского выбора, концептуально и эмпирически дифференцированного от других форм этичного потребления, а также могут способствовать развитию заботы об окружающей среде среди населения в периоды затяжного кризиса.
