Экологически осознанное потребление в период кризиса: социальный портрет отказывающихся от покупки по экологическим причинам в России

  • Дарья Руслановна Лебедева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: потребление, экологически осознанное потребление, устойчивое потребление, отказ от покупки, бойкоты, потребление в кризис, кризис как возможность, экологическая культура, инвайронментальная социология, молодежь

Аннотация

В фокусе исследования находится экологически осознанное потребление, отражающее комплекс ценностей, установок и практик бережного и ответственного отношения к окружающей среде. Мы отталкиваемся от того факта, что даже во времена кризиса, который характеризуется социальными потрясениями, падением душевого дохода и ростом неопределенности, находятся люди, которые проявляют ответственность по отношению к окружающей среде в своем повседневном потребительском поведении. На  основе данных репрезентативного опроса населения России, проведенного в НИУ ВШЭ в  рамках проекта «Мониторинг экономического поведения домохозяйств» в 2023  году, с помощью логистической регрессии был выявлен социальный портрет экологически осознанного потребителя во времена кризиса на примере отказа от покупки товаров по экологическим причинам. Регрессионный анализ показал, что экологически осознанное потребление в  форме бойкотов в большей степени распространено среди женщин, людей молодого и  среднего возраста, индивидов, оценивающих свой субъективный уровень благополучия как низкий, не имеющих собственного жилья, не проживающих в Москве и  Санкт-Петербурге, а также потребителей новостей, связанных с экологией и изменением климата. В исследовании делается предположение, что кризис можно рассматривать как возможность для будущего перехода к экологически осознанному потреблению, поскольку он побуждает людей искать новые способы удовлетворения своих потребностей. Результаты могут быть академически и практически полезны для определения социального потенциала экологически осознанного потребительского выбора, концептуально и эмпирически дифференцированного от других форм этичного потребления, а также могут способствовать развитию заботы об окружающей среде среди населения в периоды затяжного кризиса.

 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Дарья Руслановна Лебедева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Младший научный сотрудник, Лаборатория экономико-социологических исследований; преподаватель, кафедра экономической социологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, dlebedeva@hse.ru

Опубликован
2025-10-11
Как цитировать
ЛебедеваД. Р. (2025). Экологически осознанное потребление в период кризиса: социальный портрет отказывающихся от покупки по экологическим причинам в России. Мир России, 34(4), 152-173. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2025-34-4-152-173
Раздел
НОВЫЕ КОНТУРЫ РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ