Статусная культура во времена экономической трансформации. Потребление высокой культуры в Петербурге, 1991–2011

  • Михаил Евгеньевич Илле Санкт-Петербургский университет гражданской авиации
  • Михаил Михайлович Соколов Европейский университет в Санкт-Петербурге
Ключевые слова: социология культуры, социология искусства, культурное потребление, социальная стратификация, культурный капитал, социальный статус

Аннотация

Михаил Евгеньевич Илле – старший преподаватель, кафедра философии и социальных коммуникаций, Санкт-Петербургский университет гражданской авиации; издатель и редактор журнала «Телескоп»: журнал социологических и маркетинговых исследований. Адрес: 190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 14, комната 508. E-mail: red_tel@mail.ru

Михаил Михайлович Соколов – кандидат социологических наук, профессор, факультет политических наук и социологии, Европейский университет в Санкт-Петербурге. Адрес: 191187, Санкт-Петербург, ул. Гагаринская, д. 3а. E-mail: msokolov@eu.spb.ru

Цитирование: Илле М.Е., Соколов М.М. (2018) Статусная культура во времена экономической трансформации. Потребление высокой культуры в Петербурге, 1991–2011 // Мир России. Т. 27. № 1. С. 159–182. DOI: 10.17323/1811-038X-2018-27-1-159-182

 

Что происходит с потреблением высокой культуры в эпоху, когда уровень жизни большинства людей стремительно снижается, как это произошло в России в 90-е годы прошлого века, причем группа, которая традиционно считается ее хранителем – интеллигенция, – видится пострадавшей больше прочих? Большинство наблюдателей считают, что последствием должно было стать сокращение культурного потребления как за счет общего уменьшения покупательной способности, так и за счет драматического снижения общего престижа принадлежности к интеллигенции, особенно в глазах молодых людей. В случае с постсоветской Россией этот эффект обычно представляется усиленным одновременным появлением современных каналов получения информации и возникновением новых медиа, которые, предположительно, сделали старомодную высокую культуру непривлекательной для молодежи. Авторы использовали данные Петербургского мониторинга культурной активности за 1991–2011 гг., чтобы выяснить, так ли это на самом деле. Выводы состоят в том, что (1) уровни культурного участия изменились незначительно, причем потребление высокой культуры оказалось гораздо менее эластичным при падении доходов, чем массовой: кинотеатр потерял в несколько раз большую аудиторию, чем филармония; (2) доходы оказывали сравнительно малое влияние на интенсивность участия в культурной жизни; (3) на протяжении всего периода наиболее энергичными потребителями были сравнительно молодые люди. Также авторы интерпретируют эти данные в свете теорий автономной статусной культуры, которые по контрасту с редукционистскими теориями производности статуса (Т. Веблен, П. Бурдье и другими) предполагают, что инвестиции в культурное потребление могут продолжаться, даже если это потребление более не сигнализирует об экономических преимуществах.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Михаил Евгеньевич Илле, Санкт-Петербургский университет гражданской авиации

Старший преподаватель, кафедра философии и социальных коммуникаций, Санкт-Петербургский университет гражданской авиации; издатель и редактор журнала «Телескоп»: журнал социологических и маркетинговых исследований

Михаил Михайлович Соколов, Европейский университет в Санкт-Петербурге

Кандидат социологических наук, профессор, факультет политических наук и социологии, Европейский университет в Санкт-Петербурге

Опубликован
2018-02-24
Как цитировать
ИллеМ. Е., & СоколовМ. М. (2018). Статусная культура во времена экономической трансформации. Потребление высокой культуры в Петербурге, 1991–2011. Мир России, 27(1), 159-182. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2018-27-1-159-182
Раздел
ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК