Теоретизируя цифровые платформы: концептуальная схема для гиг-экономики

  • Андрей Шевчук
Ключевые слова: социология рынков, цифровые платформы, платформенная экономика, гиг-экономика, платформенная занятость, рыночная инфраструктура, институциональное предпринимательство, регулирование рынка труда

Аннотация

Современная социология труда уделяет большое внимание изучению трудового опыта работников, занятых через цифровые платформы. Однако для более глубокого понимания проблем гиг-экономики этот подход необходимо дополнить анализом самих цифровых платформ как организационных структур и социальных акторов. В статье предлагается концептуальная схема подобного анализа, опирающаяся на теоретические наработки в области экономической социологии, институционализма и политэкономии. Роль цифровых платформ проблем атизируется с помощью пяти основных категорий (организационная инновация, фирма-медиатор, инфраструктура рынков, частный регулятор, институциональный предприниматель), которые последовательно включаются в анализ. Цифровые платформы представляют собой радикальную организационную инновацию, построенную на технологиях, способных эффективно координировать деятельность рассредоточенных агентов, не требуя их пространственного, темпорального и организационного соприсутствия. Это способствует развитию бизнеса, получающего выгоду от координации внешних по отношению к фирме работников и ресурсов. Предоставляемые платформами средства связи между экономическими агентами постепенно приобретают системный инфраструктурный характер, формируя базовые условия функционирования рынков. Имея возможность в одностороннем порядке устанавливать «правила игры» и осуществлять алгоритмическое управление, платформы превращаются в частных регуляторов рынков, конкурируя с государством. Чтобы укрепить и легитимировать свою власть, платформы активно вовлекаются в политический процесс с целью социальной реорганизации рынков и общей институциональной перестройки. На этом этапе концептуальная схема закольцовывается, возвращаясь к тому, что платформы представляют собой инновацию, в процессе диффузии которой должны быть разрешены наиболее острые социальные противоречия, связанные с бизнес-моделью фирмы-медиатора, её ролью как инфраструктуры, частного регулятора и институционального предпринимателя. В статье продемонстрировано, как предложенные категории могут применяться к анализу различных проблем гиг-экономики.

Биография автора

Андрей Шевчук

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Лаборатория экономикосоциологических исследований (ЛЭСИ), доцент департамента социологии, НИУ ВШЭ. Адрес: Россия, 101000, Мясницкая ул. д. 11, каб. 503.

Опубликован
2023-12-01
Как цитировать
ШевчукА. (2023). Теоретизируя цифровые платформы: концептуальная схема для гиг-экономики . Экономическая социология, 24(5), 11-53. извлечено от https://mirros.hse.ru/index.php/ecsoc/article/view/18539
Раздел
Новые тексты