Можем ли мы объяснить различия в моделях потребления алкоголя: обзор теоретических подходов

  • Валерия Кондратенко
  • Яна Рощина
Ключевые слова: модели потребления алкоголя, мотивы потребления алкоголя, потребительская культура, структурный подход, культурно-антропологический подход, идентичность, эффект коллективности

Аннотация

Алкоголь является важной частью культуры многих народов, и модели его потребления различаются тем, как именно люди пьют, то есть какие напитки и в каких обстоятельствах употребляют, какие придают им смыслы и т. д. Эти аспекты обычно изучаются с точки зрения социологии, культурологии, антропологии, истории. Цель данной статьи — классифицировать публикации, посвящённые различиям в моделях потребления алкоголя, на основании доминирующей идеи. В первую очередь нужно обратить внимание на критерии выделения следующих паттернов: количественный (в зависимости от объёма и частоты потребления) и качественный (в зависимости от выбираемых напитков, обстоятельств, мотивов использования). Первый из них позволяет выделить такие часто используемые модели, как эпизодическое употребление алкоголя в больших количествах, злоупотребление, спорадический, постоянный лёгкий и интенсивный типы. В рамках второго чаще всего выделяют северный (основанный на водке), южный (базирующийся на вине) и центральноевропейский (предпочитающий пиво) типы. Акцент на мотивах потребления даёт возможность обнаружить четыре модели: усиление, совладание, конформизм и общность. Однако исследователи, как правило, хотят понять, чем объясняются различия в выборе паттерна потребления. Во второй части статьи мы обращаемся к систематизации таких объяснений на основе культурного, исторического и структурного подхода. В последней части статьи мы показали, что выделенные нами подходы позволяют объяснять особенности моделей потребления алкоголя в России и их изменение в течение последних двух десятилетий. Можно сделать вывод, что наиболее плодотворным является комплексное применение рассмотренных нами подходов — выделение паттернов на основе разнообразных критериев, объяснение их выбора как культурно-историческими факторами, так и с точки зрения различий между социальными группами, смыслами и мотивами потребления.

Биографии авторов

Валерия Кондратенко

Магистрант программы «Прикладные методы социального анализа рынков» факультета социальных наук; стажёр-исследователь Лаборатории экономико- социологических исследований (ЛЭСИ); преподаватель кафедры экономической социологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20.

Яна Рощина

Кандидат экономических наук, доцент департамента социологии; старший научный сотрудник
Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ); ведущий научный сотрудник
Центра лонгитюдных исследований Национального исследовательского университета «Высшая
школа экономики». Адрес: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20.

Опубликован
2021-06-01
Как цитировать
КондратенкоВ., & РощинаЯ. (2021). Можем ли мы объяснить различия в моделях потребления алкоголя: обзор теоретических подходов . Экономическая социология, 22(3), 129-157. извлечено от https://mirros.hse.ru/index.php/ecsoc/article/view/12529
Раздел
Профессиональные обзоры