Конструирование образа антиалкогольной политики России в новостных медиа: риторика преодоления пьянства и контрриторические стратегии

  • Юлия Юрьевна Белова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: конструкционизм, антиалкогольная политика, депроблематизация, алкоголизация, алкоголизм, пьянство, контрриторические стратегии

Аннотация

Юлия Юрьевна Белова – кандидат социологических наук, научный сотрудник, Лаборатория экономико-социологических исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 11. E-mail: ybelova@hse.ru

Цитирование: Белова Ю.Ю. (2019) Конструирование образа антиалкогольной политики России в новостных медиа: риторика преодоления пьянства и контрриторические стратегии // Мир России. Т. 28. № 3. С. 155–175. DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-3-155-175

В статье с позиций социального конструкционизма анализируются особенности создания новостными медиа образа антиалкогольной политики России. Тема исследования разворачивается от анализа риторики преодоления тяжелого пьянства как узкого аспекта алкоголизации населения к поиску стратегий контрриторики, связанных с антиалкогольными мерами государства. На основе результатов количественного (N=37903) и качественного (N=10002) контент-анализа тематических сообщений новостных медиа и их заголовков за 2016–2017 гг., произведенного с помощью информационно-аналитической системы «Медиалогия», построена авторская типология контрриторических стратегий в отношении антиалкогольной политики. Типология включает стратегии: 1) иронизации, связанной с высмеиванием мер преодоления алкоголизации населения, 2) вульгаризации, направленной на упрощение и искажение их смысла, 3) советизации, способствующей формированию ассоциативных связей современной антиалкогольной политики с горбачевской антиалкогольной кампанией, 4) мифологизации, культивирующей вымышленные представления об эффективности антиалкогольной политики, 5) гиперболизации, эксплуатирующей преувеличенные суждения о ней, 6) десакрализации, обесценивающей ее смыслы, и 7) патологизации, придающей сомнительность адекватности реализации антиалкогольных мер. Среди результатов исследования следует выделить анализ лейтмотивов сообщений
новостных медиа и контрриторических стратегий, произведенный с помощью методологии П. Ибарры и Дж. Китсьюза. Сделан вывод, что используемая в СМИ контрриторика создает отчуждающий и даже катастрофический образ антиалкогольной политики. Результаты исследования свидетельствуют о наличии противоречия между риторикой преодоления тяжелого пьянства рестриктивными мерами и отчуждающим образом рестриктивной антиалкогольной политики государства. Основным выводом является то, что контрриторические стратегии, драматизирующие пути решения проблемы тяжелого пьянства, формируют восприятие фатальности процесса алкоголизации населения.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Юлия Юрьевна Белова , Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Кандидат социологических наук, научный сотрудник, Лаборатория экономико-социологических исследований

Опубликован
2019-06-23
Как цитировать
Белова, Ю. (2019). Конструирование образа антиалкогольной политики России в новостных медиа: риторика преодоления пьянства и контрриторические стратегии. Мир России, 28(3), 155-175. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2019-28-3-155-175
Раздел
В ЗЕРКАЛЕ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ